После своей первой в жизни исповеди в 22 года я стала чаще ходить в храм. Но каждый раз, когда я приходила на службу, меня не оставляло в покое одно чувство. Будто бы все собравшиеся в храме знают и понимают что-то такое особенное, чего никак не могу понять я.
Тогда для себя я приняла серьёзное решение, что буду тоже регулярно посещать храм и не уйду из него, пока не узнаю, что именно понимают остальные.
Я ходила на службы и просто повторяла за всеми. Они кланяются — и я кланяюсь. Другие идут на исповедь, и я туда. Канон надо почитать перед причастием — пойду тоже почитаю. Все поют Символ веры. Такой длинный. Когда они только все успели его выучить? Ладно, тоже придётся учить, чтобы подпевать, а то стыдно уже каждый раз молчать, когда все поют. Вон, даже парень 8-ми лет знает текст, а я нет.
Я решила так: чем чаще буду ходить в храм, тем быстрее всё пойму.
Приходить я стала почти каждую неделю, но уставала стоять на службе уже через 15 минут после её начала. Понимания, что происходит вокруг, так и не появилось. Зато всё чаще во мне появлялось чувство обиды на женщину, которая каждый раз тушила мои свечи, когда я их ставила в подсвечник. В этот момент обычно, в храме гас свет, а священники несколько раз пели одну и ту же строчку: «Слава в Вышних Богу и на Земли мир, в человецех благоволение».
«Ну, и вредная же эта бабуля. Опять потушила мои свечки»- каждый раз думала я!
В общем ничего у меня не менялось. Тогда я решила подойти посоветоваться со священником на эту тему. Он сказал: «Ты устаешь, потому, что тебе не интересно. Не интересно, потому что ты не понимаешь символизм действий на службе. А ведь каждое действие — это событие, и у него есть своё объяснение. Попробуй стать не просто зрителем, а участником, и тогда тебе станет гораздо интереснее находиться на службе».
Значит все эти молитвы и службы — это не просто красивые обряды? Для меня это стало открытием!
Я пошла в церковную лавку и купила себе книгу «Объяснение литургии и Всенощного бдения». В этот же вечер начала читать.
Так я узнала, что за одну только литургию мы проживаем целую жизнь Иисуса Христа от рождения до распятия, смерти, воскресения и вознесения, а за сутки — и вовсе всю Библейскую историю от сотворения мира. Я улыбалась, когда прочитала главу о Шестопсалмии. Это — тот самый момент в Богослужении, когда в храме гаснет свет и в темноте читается шесть особых покаянных псалмов. В этих шести псалмах содержатся мысли человека, который с горечью осознает свою греховность, и уповает на милость Божию, чтобы Господь простил ему грехи.
Если бы я раньше поняла какой смысл был заложен в этих молитвах, то не стала бы обижаться на ту самую бабушку, которая тушила мои свечи. Ведь в службе наступал момент, символизирующий мир, замирающий в ожидании пришествия Христа. Это момент ожидания Бога во тьме. А потом — радости о родившемся Спасителе — свете миру, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Когда я перестала смотреть на службу с позиции зрителя, а почувствовала себя её полноценным участником, интерес находиться дольше в храме только возрастал. Со временем я попросилась в одном храме подпевать на клиросе.
В итоге, спустя несколько лет, я могу прочитать и спеть любую часть Богослужения и даже научилась самостоятельно составлять службу. А когда вижу в храме растерянного смущенного человека, то с радостью предлагаю ему свою помощь.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.