
Вы когда-нибудь задумывались, чем различаются туризм и паломничество? Казалось бы, и в одном, и в другом случае это путешествие, малое или большое, пешее или на транспорте. Только вот цели у этих перемещений разные. Туризм существует многообразный: спортивный, познавательный, оздоровительный и даже гастрономический! А у паломников цель всегда одна, но чрезвычайно важная — молитва. Господу и его угодникам у особо почитаемых святынь.
Однажды я отчетливо почувствовала эту разницу благодаря особому отношению тех, кого мы встретили на своём паломническом пути.
В поездку в Бородино мы отправились с большой группой прихожан нашего храма во главе с батюшкой. Предполагали посетить Спасо-Бородинский женский монастырь. Его история неразрывно связана с памятью о Бородинском сражении. Ведь монастырь основала вдова погибшего при Бородине генерала Александра Алексеевича Тучкова, Маргарита Михайловна. Они и стала первой настоятельницей обители, игуменией Марией.
Конечно, сначала мы заехали в музей-заповедник «Бородинское поле». Нашу группу встретила девушка-гид по имени Татьяна, которая сразу поставила нас в известность об ознакомительном характере экскурсии и, вглянув на часы, добавила, что в нашем распоряжении полчаса.
Но тут она увидела в нашей группе священника.
— Вы паломники? В монастырь приехали? — спросила Татьяна, подходя под благословение. А когда она начала рассказ об Отечественном войне 1812 года и Бородинской битве, стало очевидным, что Господь послал нам воцерковленного гида. Татьяна не просто излагала факты, она делилась с единомышленниками своим пониманием причин и духовных смыслов исторических событий.
Запланированные полчаса давно прошли. Но тут Таня куда-то ненадолго отлучилась, а, вернувшись, радостно сообщила нам, что, если мы не против, она может вместе с нами пройти по некоторым объектам Бородинского поля и побывать в монастыре. Мы-то точно не возражали!
Так что, весь день мы провели с прекрасным гидом. Надо ли говорить, сколько нового и духовно полезного мы узнали, побывав в памятных местах знаменитого сражения. У братских могил его участников батюшка отслужил заупокойную литию. Потом мы помолились и в Спасо-Бородинском монастыре — в его храмах, в доме игумении Марии Тучковой, в часовне преподобной схимонахини Рахили. Паломническую программу выполнили полностью.
Но неожиданно она расширилась. По совету Татьяны на обратном пути в Москву мы заехали в Можайск, в Лужецкий монастырь. Он только-только начинал возрождаться после советского периода запустения. Буквально накануне нашего счастливого приезда в обители обрели мощи преподобного Ферапонта Можайского. А через несколько дней предстояло торжественное празднование памяти этого святого и обретения его мощей.
В монастыре нас, конечно, не ждали. Единственный освященный на тот момент надвратный Преображенский храм оказался закрыт. Но Господь так устроил, что во двор монастыря вышел настоятель. Мы бросились брать у него благословение. Улыбаясь, отец игумен окинул взглядом нашу подуставшую, но довольную группу, и подозвал одного из послушников:
— Откройте им храм. Это же не простые туристы. Это паломники!
Уверена, что никогда не забуду непередаваемое словами благоухание, которое мы ощутили, войдя в надвратную церковь. Оно становилось всё более явным, пока мы поднимались по лестнице. У мощей преподобного Ферапонта, уже облачённых в священнические одежды, мы остановились в благоговейной нерешительности. Крышка мощевика была поднята. Нам предстояло приложиться к открытым мощам угодника Божия. С трепетом я слегка прикоснулась к святой главе. И унесла с собой ни с чем несравнимый аромат...
Умиротворенные и переполненные благодарностью к Господу и его святым, мы возвращались в Москву. А по салону автобуса еще долго разливалось чудесное благоухание. До тех пор, пока телесные немощи не превратили нас из паломников в обычных туристов. Мы перестали молиться, завели мирские разговоры, поели, а потом и задремали... Проснулись, подъезжая к столице. Дивного аромата в автобусе уже не осталось. Но его хорошо запомнили наши сердца.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений