
Когда я была ещё студенткой, услышала от нашей преподавательницы, что иногда в детских хоровых коллективах бывают случаи, когда дети обижаются, только за то, что их перевели из одной партии в другую. Например, из вторых голосов в третьи — самые низкие в трёхголосном составе: «Почему я третий голос?! Я первым быть хочу!»
Помню, удивилась, даже посмеялась. Мне тогда показалось это забавным — дети же! Все, конечно, хотят быть первыми и лучшими, хотя голоса у всех разные, в том числе и по диапазону. А потом вдруг вспомнила себя в детстве. Я же сама такой была! Когда я ходила в хор нашей музыкальной школы, из вторых сопрано меня перевели в партию первых альтов, и я очень переживала. Сама себе поставила диагноз: «Плохо пою, поэтому и перевели».
То есть, по моему детскому представлению, первые сопрано самые лучшие и самые нужные. Соответственно, чем выше и громче голос, тем лучше. А проблема была в том, что я в тайне мечтала петь сольные партии и выступать на сцене. Но солистки из меня так и не получилось — очень слабый голос. Это ударило по самолюбию, и мечты развеялись, как ветер.
Но петь я всё-таки любила и связала свою будущее образование с хоровым пением. К тому времени я уже более здраво оценивала свои возможности: что я могу, а что я не могу, и в солисты больше не лезла. Пришлось работать с тем, что есть. И это даже хорошо, ведь в какой-то мере хор для меня оказался мостиком в новую жизнь — в жизнь духовную.
Именно хоровое пение учило смиряться и спускаться с небес на землю. Там нет понятия «я», зато есть «мы». Хор — это одна большая река, а партии — ручейки, вливающиеся в эту полноводную реку. Все друг к другу прислушиваются, подстраиваются. Сильные поддерживают слабых и не заглушают их своим ярким голосом, хотя это очень нелегко и получается далеко не сразу. Слабые стараются внести свою лепту — тянут, как могут.
Так же и в Церкви. Так во всей нашей жизни. Хор — это образ того, как нужно относиться к ближним. И лишь при христианском отношении друг к другу в коллективе возможна гармония. И музыка будет звучать чисто! И земная, и Божественная.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.