В давние времена жила на белом свете одна старушка. И был у нее единственный сын по имени Аташ, сильный и статный юноша. Пришла ему пора отправляться на заработки, самому хлеб добывать.
Собрала старушка сына в дорогу и говорит:
— Смотри, сынок, если встретится тебе в пути человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам — зови братом.
— А как мне такого верного друга найти, чтобы стал мне названым братом? — спросил Аташ.
— Я научу тебя,— сказала мать и дала сыну три наказа.
Выслушал юноша материнские советы и отправился в дорогу. Много ли, мало ли прошагал он, и вот встретился ему человек примерно таких же лет. Пошли они вместе, и Аташ сказал, как учила его мать:
— Я бы очень хотел идти вместе с тобой, да надо мне на часок в соседний аул заглянуть... Не подождешь ли меня? Вдвоем шагать веселее.
Отошел подальше и спрятался в придорожных кустах. Смотрит, а попутчик не стал ждать. Поднялся и зашагал, не оглянувшись.
Отправился Аташ дальше один, и вскоре встретился ему юноша по имени Камил. Познакомились, пошли вдвоем и спустя немного времени, Аташ снова сказал, что ему надо в соседний аул ненадолго отлучиться.
Видит, сел попутчик у обочины и сидит спокойно, дожидается. Ох, и обрадовался Аташ! Вспомнил он первый наказ матери: тот, кто готов терпеливо ждать, может стать твоим другом, ведь ему нравится идти вместе с тобой.
Пошли путники дальше, а когда наступило время обеда, Аташ, как научила его мать, протянул Камилу лаваш. Тот взял его и разделил на две ровные-ровные половинки. Это был верный признак, что Камил способен на честную дружбу. Вот и мать так говорила: друг тот, кто всем готов делиться поровну.
Много ли, мало ли они прошли, как встретился на их пути овраг, а в нем шумливый ручей. Аташ стал первым разуваться, как научила его мать, но Камил ему сказал:
— Зачем нам обоим ноги мочить? Залезай ко мне на спину, я тебя перенесу.
Засмеялся Аташ от радости, вспомнив третий материнский наказ: «Лишь тот будет тебе настоящим другом, кто готов чем-то пожертвовать ради тебя». Прошагали они еще, но тут пошёл дождь, и путники укрылись в пещере. Зашли поглубже, и увидели мешок с драгоценностями, спрятанный разбойниками.
Переждав непогоду, Камил взвалил мешок себе на плечи, и первым пошёл по скользкой тропе. Аташ за ним следом — да вдруг оступился и упал в глубокую расщелину. Сам не знает, как живым остался.
Лежит Аташ на дне и думает: похоже, конец мне пришёл.
И тут слышит сверху голос друга:
— Эй, Аташ, держись! Ты жив? Я бросаю тебе веревку!
Вытащил Камил друга из каменной западни, потому что дружба и чистая совесть были для него дороже золота.
Так Аташ в пути названого брата нашёл. Вместе они вернулись в его родной аул, вместе потом свадьбы справили, детей и внуков растили.
(по мотивам лезгинской народной сказки)
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











