
В давние времена жила на белом свете одна старушка. И был у нее единственный сын по имени Аташ, сильный и статный юноша. Пришла ему пора отправляться на заработки, самому хлеб добывать.
Собрала старушка сына в дорогу и говорит:
— Смотри, сынок, если встретится тебе в пути человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам — зови братом.
— А как мне такого верного друга найти, чтобы стал мне названым братом? — спросил Аташ.
— Я научу тебя,— сказала мать и дала сыну три наказа.
Выслушал юноша материнские советы и отправился в дорогу. Много ли, мало ли прошагал он, и вот встретился ему человек примерно таких же лет. Пошли они вместе, и Аташ сказал, как учила его мать:
— Я бы очень хотел идти вместе с тобой, да надо мне на часок в соседний аул заглянуть... Не подождешь ли меня? Вдвоем шагать веселее.
Отошел подальше и спрятался в придорожных кустах. Смотрит, а попутчик не стал ждать. Поднялся и зашагал, не оглянувшись.
Отправился Аташ дальше один, и вскоре встретился ему юноша по имени Камил. Познакомились, пошли вдвоем и спустя немного времени, Аташ снова сказал, что ему надо в соседний аул ненадолго отлучиться.
Видит, сел попутчик у обочины и сидит спокойно, дожидается. Ох, и обрадовался Аташ! Вспомнил он первый наказ матери: тот, кто готов терпеливо ждать, может стать твоим другом, ведь ему нравится идти вместе с тобой.
Пошли путники дальше, а когда наступило время обеда, Аташ, как научила его мать, протянул Камилу лаваш. Тот взял его и разделил на две ровные-ровные половинки. Это был верный признак, что Камил способен на честную дружбу. Вот и мать так говорила: друг тот, кто всем готов делиться поровну.
Много ли, мало ли они прошли, как встретился на их пути овраг, а в нем шумливый ручей. Аташ стал первым разуваться, как научила его мать, но Камил ему сказал:
— Зачем нам обоим ноги мочить? Залезай ко мне на спину, я тебя перенесу.
Засмеялся Аташ от радости, вспомнив третий материнский наказ: «Лишь тот будет тебе настоящим другом, кто готов чем-то пожертвовать ради тебя». Прошагали они еще, но тут пошёл дождь, и путники укрылись в пещере. Зашли поглубже, и увидели мешок с драгоценностями, спрятанный разбойниками.
Переждав непогоду, Камил взвалил мешок себе на плечи, и первым пошёл по скользкой тропе. Аташ за ним следом — да вдруг оступился и упал в глубокую расщелину. Сам не знает, как живым остался.
Лежит Аташ на дне и думает: похоже, конец мне пришёл.
И тут слышит сверху голос друга:
— Эй, Аташ, держись! Ты жив? Я бросаю тебе веревку!
Вытащил Камил друга из каменной западни, потому что дружба и чистая совесть были для него дороже золота.
Так Аташ в пути названого брата нашёл. Вместе они вернулись в его родной аул, вместе потом свадьбы справили, детей и внуков растили.
(по мотивам лезгинской народной сказки)
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема