
В давние времена жила на белом свете одна старушка. И был у нее единственный сын по имени Аташ, сильный и статный юноша. Пришла ему пора отправляться на заработки, самому хлеб добывать.
Собрала старушка сына в дорогу и говорит:
— Смотри, сынок, если встретится тебе в пути человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам — зови братом.
— А как мне такого верного друга найти, чтобы стал мне названым братом? — спросил Аташ.
— Я научу тебя,— сказала мать и дала сыну три наказа.
Выслушал юноша материнские советы и отправился в дорогу. Много ли, мало ли прошагал он, и вот встретился ему человек примерно таких же лет. Пошли они вместе, и Аташ сказал, как учила его мать:
— Я бы очень хотел идти вместе с тобой, да надо мне на часок в соседний аул заглянуть... Не подождешь ли меня? Вдвоем шагать веселее.
Отошел подальше и спрятался в придорожных кустах. Смотрит, а попутчик не стал ждать. Поднялся и зашагал, не оглянувшись.
Отправился Аташ дальше один, и вскоре встретился ему юноша по имени Камил. Познакомились, пошли вдвоем и спустя немного времени, Аташ снова сказал, что ему надо в соседний аул ненадолго отлучиться.
Видит, сел попутчик у обочины и сидит спокойно, дожидается. Ох, и обрадовался Аташ! Вспомнил он первый наказ матери: тот, кто готов терпеливо ждать, может стать твоим другом, ведь ему нравится идти вместе с тобой.
Пошли путники дальше, а когда наступило время обеда, Аташ, как научила его мать, протянул Камилу лаваш. Тот взял его и разделил на две ровные-ровные половинки. Это был верный признак, что Камил способен на честную дружбу. Вот и мать так говорила: друг тот, кто всем готов делиться поровну.
Много ли, мало ли они прошли, как встретился на их пути овраг, а в нем шумливый ручей. Аташ стал первым разуваться, как научила его мать, но Камил ему сказал:
— Зачем нам обоим ноги мочить? Залезай ко мне на спину, я тебя перенесу.
Засмеялся Аташ от радости, вспомнив третий материнский наказ: «Лишь тот будет тебе настоящим другом, кто готов чем-то пожертвовать ради тебя». Прошагали они еще, но тут пошёл дождь, и путники укрылись в пещере. Зашли поглубже, и увидели мешок с драгоценностями, спрятанный разбойниками.
Переждав непогоду, Камил взвалил мешок себе на плечи, и первым пошёл по скользкой тропе. Аташ за ним следом — да вдруг оступился и упал в глубокую расщелину. Сам не знает, как живым остался.
Лежит Аташ на дне и думает: похоже, конец мне пришёл.
И тут слышит сверху голос друга:
— Эй, Аташ, держись! Ты жив? Я бросаю тебе веревку!
Вытащил Камил друга из каменной западни, потому что дружба и чистая совесть были для него дороже золота.
Так Аташ в пути названого брата нашёл. Вместе они вернулись в его родной аул, вместе потом свадьбы справили, детей и внуков растили.
(по мотивам лезгинской народной сказки)
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни, служении и миссионерских трудах святителя Николая Японского. Как в Японии появилась и развивалась русская духовная миссия и как трудами святителя Николая распространялось православие.
Все выпуски программы Исторический час