
В давние времена жила на белом свете одна старушка. И был у нее единственный сын по имени Аташ, сильный и статный юноша. Пришла ему пора отправляться на заработки, самому хлеб добывать.
Собрала старушка сына в дорогу и говорит:
— Смотри, сынок, если встретится тебе в пути человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам — зови братом.
— А как мне такого верного друга найти, чтобы стал мне названым братом? — спросил Аташ.
— Я научу тебя,— сказала мать и дала сыну три наказа.
Выслушал юноша материнские советы и отправился в дорогу. Много ли, мало ли прошагал он, и вот встретился ему человек примерно таких же лет. Пошли они вместе, и Аташ сказал, как учила его мать:
— Я бы очень хотел идти вместе с тобой, да надо мне на часок в соседний аул заглянуть... Не подождешь ли меня? Вдвоем шагать веселее.
Отошел подальше и спрятался в придорожных кустах. Смотрит, а попутчик не стал ждать. Поднялся и зашагал, не оглянувшись.
Отправился Аташ дальше один, и вскоре встретился ему юноша по имени Камил. Познакомились, пошли вдвоем и спустя немного времени, Аташ снова сказал, что ему надо в соседний аул ненадолго отлучиться.
Видит, сел попутчик у обочины и сидит спокойно, дожидается. Ох, и обрадовался Аташ! Вспомнил он первый наказ матери: тот, кто готов терпеливо ждать, может стать твоим другом, ведь ему нравится идти вместе с тобой.
Пошли путники дальше, а когда наступило время обеда, Аташ, как научила его мать, протянул Камилу лаваш. Тот взял его и разделил на две ровные-ровные половинки. Это был верный признак, что Камил способен на честную дружбу. Вот и мать так говорила: друг тот, кто всем готов делиться поровну.
Много ли, мало ли они прошли, как встретился на их пути овраг, а в нем шумливый ручей. Аташ стал первым разуваться, как научила его мать, но Камил ему сказал:
— Зачем нам обоим ноги мочить? Залезай ко мне на спину, я тебя перенесу.
Засмеялся Аташ от радости, вспомнив третий материнский наказ: «Лишь тот будет тебе настоящим другом, кто готов чем-то пожертвовать ради тебя». Прошагали они еще, но тут пошёл дождь, и путники укрылись в пещере. Зашли поглубже, и увидели мешок с драгоценностями, спрятанный разбойниками.
Переждав непогоду, Камил взвалил мешок себе на плечи, и первым пошёл по скользкой тропе. Аташ за ним следом — да вдруг оступился и упал в глубокую расщелину. Сам не знает, как живым остался.
Лежит Аташ на дне и думает: похоже, конец мне пришёл.
И тут слышит сверху голос друга:
— Эй, Аташ, держись! Ты жив? Я бросаю тебе веревку!
Вытащил Камил друга из каменной западни, потому что дружба и чистая совесть были для него дороже золота.
Так Аташ в пути названого брата нашёл. Вместе они вернулись в его родной аул, вместе потом свадьбы справили, детей и внуков растили.
(по мотивам лезгинской народной сказки)
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема