
В марте тысяча восемьсот шестьдесят пятого года настроение жителей небольшого города Новая Ладога, что недалеко от Санкт-Петербурга, было самое приподнятое. Полным ходом шла подготовка к Успенской ярмарке: одни украшали свои дома флажками и фонариками, другие готовили свои лавки к оживлённой торговле.
По центральной улице города медленно брёл нищий старик. Сквозь рваные лохмотья просвечивало голое тело: бродяга даже не пытался защитить себя от порывов холодного мартовского ветра. Его окликнул проходящий мимо пожилой купец, ласково спросил, куда он направляется. Старик не отвечал: казалось, он еле держится на ногах. Однако ему повезло — купец не возмутился его молчанием и не махнул равнодушно рукой на нищего. Назар Фомич Кулагин пригласил до смерти усталого и голодного человека в свой дом, хорошенько накормил его. А затем позаботился об устройстве бездомного бродяги в богадельню для немощных стариков и солдатских вдов.
Купец первой гильдии, Назар Кулагин, имел большое оптовое торговое предприятие в Новой Ладоге. В середине девятнадцатого века, после строительства Новоладожского канала вокруг Ладожского озера, небольшой посёлок превратился в важный транзитный узел на водном пути. Здесь каждый год открывалась Успенская ярмарка, крупнейшая в Санкт-Петербургской губернии, а жители Новой Ладоги зарабатывали на жизнь перевозкой различных грузов. Кулагин занимался в том числе и оптовой скупкой и продажей рыбы. Нередко к нему обращались вдовы не вернувшихся с Ладожского озера рыбаков, купец помогал каждой семье, потерявшей кормильца.
Упорным и честным трудом Назар Фомич заработал немалый капитал. Кулагин не сомневался: если дал Бог человеку талант и богатство, то человек обязан служить ближним и помогать им в меру своих сил. В тысяча восемьсот шестьдесят девятом году предприниматель организовал Новоладожское благотворительное общество, содержавшее богадельню, бесплатную столовую на сорок человек и детский приют, в котором содержалось до пятидесяти мальчиков и девочек. Назар Фомич вёл активную деятельность: устраивал лотереи в пользу бедных, выдавал ежемесячные и единовременные пособия остро нуждавшимся в денежной помощи. Не забывал Кулагин и о двух церковно-приходских и трёх начальных школах Новой Ладоги: ежегодно благотворительное общество бесплатно снабжало учащихся учебниками, школьными принадлежностями, формой, обувью, учреждало стипендии для малоимущих учеников.
Несколько лет подряд Назара Фомича выбирали городским головой Новой Ладоги: авторитет благотворителя был чрезвычайно высок. До этого Кулагин служил председателем Сиротского суда и в знак особого доверия ладожан несколько лет подряд избирался казначеем Никольского собора.
Храмы округи никогда не встречали у Кулагина отказа на свои просьбы о помощи. В селе Иссад при активном участии Назара Фомича были построены две каменные церкви — во имя Святой Живоначальной Троицы и святого Модеста. Также с помощью пожертвований щедрого купца приводились в порядок и украшались старинные церкви Новой Ладоги — уникальный Никольский собор, Спасский храм, церковь Климента Римского и Петра Александрийского.
В наши дни в Новой Ладоге можно увидеть сохранившийся памятник Назару Фомичу Кулагину, созданный на средства благодарных сирот, вышедших с его помощью в люди. На надгробии сделана надпись: «Помяни мя Господи во Царствии Твоем».
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема