
Наталия Лангаммер
Почти у каждого человека есть свои удивительные истории про общение с Богом во время паломничества на Святую землю.
У меня тоже за плечами две такие поездки с интервалом почти в 10 лет. Впечатления от каждой из них — совсем разные.
Первый раз я поехала чудом, спустя 3 месяца с моего осознанного воцерковления. Меня позвали как режиссёра снимать фильм о паломничестве игумена Киприана и его учеников. «У меня же нет загранпаспорта» — сказала я. «Батюшка помолится, и будет» — пообещали мне. Так и вышло. Я собралась и через несколько дней оказалась в Израиле. Там я реально почувствовала Бога. Как сладкое, ароматное нежнейшее облако, в которое я, буквально, погрузилась. Господь был везде! А я все удивлялась: вроде не достойна, а мне такой подарок! Священники объяснили: «это не столько подарок, сколько тебе аванс».
И правда, оказался аванс. Камень, на котором я дальше строила свою духовную жизнь.
Вторую поездку на Святую Землю я организовывала сама, собирала группу, договаривалась с гидом. Я же все там уже знала.
Второе паломничество началось с Вифлеема. Я сама рассказывала новичкам в группе о городе, о Храме Рождества, о пещере...
И все ждала того сладкого облака. Но было пресно, сухо, пусто.
Наверное, пока просто не накрыло, только приехали — рассуждала я. В Вифлееме Господь был малышом. Поэтому не очень получается здесь с ним говорить. Он же тогда не умел разговаривать.
Купили сувениры, красивые платки, финики. Поехали дальше.
Вот, мы уже в Иудейской пустыне. Тут Господь ходил. Он, должно быть и сейчас здесь, где-то рядом. Гора искушений. Сюда ведь точно Христос поднимался. Но Его, по моим ощущениям, рядом по-прежнему не было.
Его родина, Его земля. А Христа как будто нет дома. Я начала тревожиться. И эта эмоция отвлекала от радости покупки сувениров и конкуренции с гидом по части погружения новичков в атмосферу.
«Господи, Ты где? Почему я Тебя не чувствую?» — скребло в душе.
Наверное, в Галилее. Он там вырос, там проповедовал. Я успокоюсь, помолюсь и почувствую хозяина, к которому приехала в гости.
И вот, мы там, где Бог дал заповеди блаженства. А Его нет. Боже! Что же такое? Уже почти отчаяние.
И тут наш священник организовал исповедь для всех. В Табхе, под открытыми небом. Я не хотела исповедоваться, не до того мне было. Но пошла. И вдруг... Полелись слезы градом. Прости, Господи, что я все делаю по своему сценарию! Руковожу уже и гидом, и батюшкой. И... Тут я похолодела...Господи, и Тобой... Я пытаюсь руководить Тобой? Ужас какой! Я в своём мире и в своём мысленном фильме отвела Тебе роль, и не пойму, отчего Ты её не играешь?! Ты же должен, согласно моей драматургии, выйти мне навстречу и обеспечить облако благодати. Почему его нет?!
Я плакала и плакала. «Иисус, пожалуйста, прости!!! Уйми моё своеволие! Все, я расслабляюсь и отдаю все в Твои руки».
Я плакала, сидя на бордюре рядом с клеткой, за которой вышагивали павлины. И меня кто-то, словно гладил по голове! Какая свобода! Господи, как хорошо с Тобой!
Бог был рядом. На следующее утро Он так управил, что мы смогли войти в Галилейское озеро и плыть в водах, по которым Он Сам ходил. Или ходит нынче. Я полностью была в Его присутствии. Такое счастье!
Не моя, а Твоя воля, Господи, да будет! Во веки! И все сценарии, которые придется писать, я приношу Тебе. Ты — лучший драматург, сценарист и режиссер! Слава Тебе, Господи!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов