На берегу Охридского озера, на высокой скале стоит древний монастырь, известный в народе как монастырь святого Наума. Это одна из главных святынь современных Балкан и, несомненно, первая по значению в стране — Македонии. А во времена основания монастыря — в девятом столетии — эти живописные и уединенные земли были частью Болгарского царства. Начало иноческой жизни на берегу озера Охрид положил святой равноапостольный Наум. Монастырь в честь архангелов Михаила и всех Небесных сил еще при святом Науме стал своего рода «университетом» — здесь начали готовить монахов-миссионеров.
Равноапостольный Наум Болгарский или Охридский был одним из ближайших учеников славянских Первоучителей Кирилла и Мефодия и, по преданию, самым молодым среди последователей святых братьев. Он ревностно продолжал миссионерские труды своих учителей и внес неоценимый вклад в развитие культуры и письменности славян.
В древней столице Болгарии — в городе Плиска— святой Наум основал самую первую в мире славянскую книжную школу. Она вошла в историю с названием «Преславская». Здесь занимались переводами на славянский язык творений святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других. Кроме переводческой деятельности в Преславской школе велась образовательная деятельность и создавались оригинальные литературные произведения, например «Азбучная молитва». Это одно из самых ранних славянских стихотворений. В нем в форме удобной для запоминания азбуки изложена суть православного вероучения.
Святой Наум Охридский стал одним из основоположников болгарской религиозной литературы. Но до нас дошло лишь одно его произведение, найденное в рукописях на Афоне. На заре славянской письменности Наум Охридский создал канон апостолу Андрею Первозванному. Вряд ли такой выбор был случаен. Память об апостоле Андрее имела особенное значение как для солунских братьев Кирилла и Мефодия, так и для их учеников. Всю свою жизнь они словно бы шли по следам апостола, посещая те же места, где согласно церковному преданию ходил и учил он. Святой Наум был убежден, что миссия, начатая Кириллом и Мефодием среди славянских народов, — это продолжение апостольского служения Андрея Первозванного.
В течение многих лет подвижнической жизни равноапостольный Наум проповедовал слово Божие славянским народам на их родном языке. Он обучал болгар грамоте, распространял переведенные с греческого языка на славянский богослужебные книги.
Уже в глубокой старости преподобный Наум удалился от мира. Последние дни он провел на Охридском озере. Постепенно вокруг святого Наума в основанной им обители, собралось множество иноков. Он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. До конца своих дней Наум неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык.
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер