Есть авторы, весьма скромно относящиеся к собственному творчеству – написав и выпустив книгу, они не устраивают громких презентаций, не организуют рекламных кампаний и автограф-сессий, а на просторах интернета о них с трудом можно отыскать хотя бы пару слов. Наверное, именно к таким можно отнести белорусскую писательницу Наталью Костюк. Её сборник «Детдомовские рассказы», хоть и продаётся в интернет-магазинах, не красуется на виртуальных витринах. На него можно наткнуться разве что случайно, но случайность эта окажется без преувеличения счастливой. Потому что «Детдомовские рассказы» Натальи Костюк способны произвести не меньшее впечатление, чем, к примеру, знаменитые диккенсовские «Приключения Оливера Твиста» или пантелеевская «Республика ШКИД».
Небольшие эпизоды из жизни детского дома провинциального белорусского городка, в центре которых – воспитательница группы «шестилеток» Светлана Анатольевна, или «Ватоливна», как смешно зовут её маленькие воспитанники. У каждого - своя история появления в детдоме, и среди них мало благополучных. Чья-то мать променяла ребёнка на сомнительную романтику ночных баров; кто-то отказался от малыша прямо в роддоме, а у большинства родители попросту беспробудно пьют. Воспитывать этих ребят – нелёгкая задача. Светлане Анатольевне мало платят, но поменять свою работу на более престижную она никак не может решиться. Ведь тогда рядом с нею больше не будет маленького хулигана и драчуна Федьки, от которого плакал весь детдом, но который однажды вдруг показал всё благородство своего маленького сердечка, пожалев наказанного одногруппника Колю.
И как забыть полные искренней любви глаза девочки Ани из соседней группы, которой Светлана Анатольевна как-то передала привет, и теперь, при каждой встрече, Аня с благодарностью об этом вспоминала. Маленькие человечки, так остро нуждающиеся в любви и поэтому сами готовые эту любовь бескорыстно дарить, оказались для воспитательницы важнее размера зарплаты.
Сиротство, безусловно, очень непростая тема для литературного творчества. Тронуть сердце читателя, но при этом не погрузить его во мрак и безысходность, найти лучик надежды, а не сгустить краски - с этой задачей автор «Детдомовских рассказов» Наталья Костюк, кажется, справилась на все сто. Её истории получились светлыми и трогательными, и настолько личными, что невольно наводят на мысль о том, не саму ли себя автор вывела в образе главной героини?!
«Где детки, там и жизнь, там радость и Бог» - так говорит в одном из рассказов детдомовская медсестра тётя Катя, и это звучит своеобразным девизом всей книги. Ведь дети есть дети, они просто хотят жить и радоваться жизни. И Наталья Костюк верит, что у «Детдомовских рассказов» может быть счастливый финал.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема