
Давно это было, в одном нанайском селении.
Сидели как-то мужчины на берегу, сети чинили, глядят — по Амуру плот с шестом плывёт, к шесту красная тряпочка привязана, и оттуда детский плач доносится.
— Там ребёнок на плоту, — говорит самый старый рыбак. — Похоже, всех его сородичей злые люди убили. Мать ребёнка зря не бросит, о помощи нас просит.
— Зачем нам чужие дети? — возразил молодой рыбак. — Нам своих кормить надо.
— Нельзя ребёнка на смерть обрекать, — говорит старик. — Я сам Найдёныша буду кормить и как сына воспитаю.
Кинули парни верёвку с деревянным крючком, подцепили плот и подтянули к берегу. А там мальчик лежит: беленький, кругленький, глазки чёрными звёздочками блестят.
Взяли мужчины ребёнка на руки, в село понесли. Только с каждым шагом мальчик всё тяжелее становится, прямо на руках растёт.
— Родная земля силу человеку даёт. Сразу видно — он из нашего, приамурского роду-племени, — говорит старик.
Пока ребёнка до дома донесли, он уже совсем вырос. Возле порога сам на землю сошёл, на свои ноги встал и посторонился. Сначала старшим дорогу уступил, потом сам в дом вошёл.
«Эге, какой уважительный, — подумал старик, глядя на нового сына. — Сначала о людях думает, а потом о себе. Похоже, он доброе обхождение с молоком матери впитал».
А Найдёныш старого рыбака на руки подхватил, на нары посадил, поклонился ему и говорит:
— Посиди, отец, отдохни. За долгую жизнь устал ты. А я на охоту пойду, дичи настреляю.
— Нельзя ходить в лес, сынок, — говорит старик. — На сопках большой Чёрный Медведь хозяин, он никого в лес не пускает. Мы все уже много лет не охотимся, рыбалкой живём. Много наших славных богатырей ходили с Медведем сражаться, ни один назад не вернулся.
— Не волнуйся за меня отец, — сказал Найдёныш и в лес пошёл.
Только зашёл в чащу, а навстречу ему — большой Чёрный Медведь, хозяин леса.
— Как ты посмел в мой лес прийти? — зарычал медведь страшно. — Будем с тобой биться не на жизнь, а на смерть!
А Найдёныш поклонился ему и говорит приветливо:
— Зачем мне с тобой биться, уважаемый сосед? Я к тебе с миром и дружбой пришёл. Извини, не хотел тебе мешать. Пока ты здесь, я на дальних сопках буду охотиться, и малины тебе в подарок принесу.
Удивился медведь — никогда с ним прежде так ласково не разговаривали, все только стрелами да палками угрожали.
— Ладно, сосед, — говорит медведь, — Иди своей дорогой.
С тех пор нанайцы с хозяином леса по-соседски живут, вместе в лесах охотятся, Найдёныш им удачу принёс. Что и говорить, доброта и ласка везде себе дорогу найдут.
(по мотивам нанайской сказки)
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема