Давно это было, в одном нанайском селении.
Сидели как-то мужчины на берегу, сети чинили, глядят — по Амуру плот с шестом плывёт, к шесту красная тряпочка привязана, и оттуда детский плач доносится.
— Там ребёнок на плоту, — говорит самый старый рыбак. — Похоже, всех его сородичей злые люди убили. Мать ребёнка зря не бросит, о помощи нас просит.
— Зачем нам чужие дети? — возразил молодой рыбак. — Нам своих кормить надо.
— Нельзя ребёнка на смерть обрекать, — говорит старик. — Я сам Найдёныша буду кормить и как сына воспитаю.
Кинули парни верёвку с деревянным крючком, подцепили плот и подтянули к берегу. А там мальчик лежит: беленький, кругленький, глазки чёрными звёздочками блестят.
Взяли мужчины ребёнка на руки, в село понесли. Только с каждым шагом мальчик всё тяжелее становится, прямо на руках растёт.
— Родная земля силу человеку даёт. Сразу видно — он из нашего, приамурского роду-племени, — говорит старик.
Пока ребёнка до дома донесли, он уже совсем вырос. Возле порога сам на землю сошёл, на свои ноги встал и посторонился. Сначала старшим дорогу уступил, потом сам в дом вошёл.
«Эге, какой уважительный, — подумал старик, глядя на нового сына. — Сначала о людях думает, а потом о себе. Похоже, он доброе обхождение с молоком матери впитал».
А Найдёныш старого рыбака на руки подхватил, на нары посадил, поклонился ему и говорит:
— Посиди, отец, отдохни. За долгую жизнь устал ты. А я на охоту пойду, дичи настреляю.
— Нельзя ходить в лес, сынок, — говорит старик. — На сопках большой Чёрный Медведь хозяин, он никого в лес не пускает. Мы все уже много лет не охотимся, рыбалкой живём. Много наших славных богатырей ходили с Медведем сражаться, ни один назад не вернулся.
— Не волнуйся за меня отец, — сказал Найдёныш и в лес пошёл.
Только зашёл в чащу, а навстречу ему — большой Чёрный Медведь, хозяин леса.
— Как ты посмел в мой лес прийти? — зарычал медведь страшно. — Будем с тобой биться не на жизнь, а на смерть!
А Найдёныш поклонился ему и говорит приветливо:
— Зачем мне с тобой биться, уважаемый сосед? Я к тебе с миром и дружбой пришёл. Извини, не хотел тебе мешать. Пока ты здесь, я на дальних сопках буду охотиться, и малины тебе в подарок принесу.
Удивился медведь — никогда с ним прежде так ласково не разговаривали, все только стрелами да палками угрожали.
— Ладно, сосед, — говорит медведь, — Иди своей дорогой.
С тех пор нанайцы с хозяином леса по-соседски живут, вместе в лесах охотятся, Найдёныш им удачу принёс. Что и говорить, доброта и ласка везде себе дорогу найдут.
(по мотивам нанайской сказки)
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди