Начался пост. Я решила приготовить на обед жареную картошечку. Еще в школе нас учили ее готовить, и мы угощали наших мальчишек на переменках. Почистила, начала резать, и снова вспомнила своего одноклассника Лешу, «Царство ему Небесное». Почти каждый раз, когда я готовлю, вспоминаю его. Однажды, уже годы спустя после выпускного, он пришел ко мне на День Рождения. Точнее, заранее. И помогал готовить праздничный стол. Вот тогда он и показал мне, как удобно и быстро можно резать картошку.
Это было более двадцати лет назад. Алексей работал поваром, и частенько рассказывал, как ему приходилось вставать ни свет ни заря и отправляться в ресторанную кухню, чтобы успеть к вечеру нарезать все салаты, овощи, фрукты и т.д. Готовил он прекрасно, многие другие полезные советы давал. Но с картошкой оказался самым востребованным.
С тех пор каждый раз, когда я готовлю картошку, я вспоминаю его и мысленно или вслух говорю: «Царство Небесное Алексию».
Мне стало интересно, а кого еще я вспоминаю с благодарностью. Начала перебирать в голове то полезное, чему научилась у других людей.
Первыми вспомнились любимые учителя. Кто-то из них прекрасно преподавал свой предмет, кто-то запомнился полезными советами и высказываниями. Потом вспомнились голубые круглые солнцезащитные очки, которые купил мне мой крестный. Потом — электронный синтезатор, подаренный мне старым приятелем, в тот момент он очень помог. Много ценных советов, подарков, умений и полезных навыков получаем мы от разных людей, и помним это.
И вот о чем я думаю. Мне кажется, тот момент, когда мы вспоминаем кого-то с благодарностью, вот этот краткий миг, когда мы представляем человека в памяти, очень похож на молитву об этом человеке, ведь мы с радостью или благодарностью думаем о нем, желаем ему добра в этом или в том веке. Смею надеяться, что эти наши мысли влияют на того, о ком мы вспоминаем. Господь ведь знает все, о чем мы думаем, а значит, каждое наше воспоминание о ком-то Ему известно. Мы молимся о ком-то, а Господь по нашим молитвам помогает ему.
На обратной стороне фотографий иногда пишут: «На добрую память». А ведь это не просто слова, как мне казалось в детстве, а, правда, пожелание, чтобы помнили, с хорошими мыслями вспоминали.
Конечно, в масштабах вселенной эта мое воспоминание-молитва совсем крохотная, но ведь из маленьких капель получается большой дождь, а значит, и мои маленькие теплые воспоминания могут сколько-нибудь добра добавить в общую картину жизни, а в сердце преумножить благодарность Богу, который всем этим управляет.
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер