«Музыка и вера». Максим Аншуков - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Музыка и вера». Максим Аншуков

* Поделиться

У нас в гостях был участник «Светлого концерта» к 10-летию Радио ВЕРА, лидер группы «Ключевая» Максим Аншуков.

Мы говорили о музыке, вере и о том, какое влияние на творчество нашего гостя оказал приход к Православию.

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин

— Друзья, здравствуйте, это «Светлый вечер» на Светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать и с удовольствием представляю нашего гостя в ближайший час. Эту часть «Светлого вечера» здесь вместе с вами и с нами проводит Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая». Здравствуйте.

Максим Аншуков

— Здравствуйте, доброго вечера всем.

Алексей Пичугин

— Не просто так мы собрались, естественно, мы очень рады, что Максим до нас доехал, и никогда у нас группа «„Ключевая“» не была, хотя в эфире Радио ВЕРА песни ваши транслируются, они в ротации, вдвойне приятно, что можно вот так пообщаться накануне нашего светлого концерта. Вы уже все знаете, если кто-то не знает, даже странно, в Москве, по крайней мере, по-моему, везде висят афиши, плакаты, билборды с рекламой светлого концерта, который 14 октября на Покров. Вы знаете, нам 10 лет исполнится. 10 лет мы в эфире. Будет большой концерт в Кремле, в Большом Кремлевском дворце. «Радио ВЕРА в Кремле» называется. И среди прочих замечательных артистов, конечно же, выступит и группа «Ключевая». Вы когда-нибудь в Кремле выступали?

Максим Аншуков

— Первый раз. И сразу в таком прекрасном концерте примем участие.

Алексей Пичугин

— Я даже не знаю, когда-то в Кремле было выступать прям престижно. Не знаю, правда, для рок-групп. У рок-групп всегда была «Горбушка», а вот параллельно всегда был Кремль.

Максим Аншуков

— Вы знаете, мы никогда не стремились выступать на какой-то конкретной площадке. Главное — наполнение этого и аудитория. Ну имею в виду наполнение аудитории, которая приходит на концерты. В данном случае у нас нет никаких сомнений, что там будет аудитория, которая поймет то, о чем мы поем.

Алексей Пичугин

— Вы у нас, опять же, в первый раз, поэтому давайте поговорим о том, с чего всё начиналось. В 97-м году, в далёком уже 97-м году, знаете, помню, какое-то количество групп, мне было, я в школе учился, и вдруг пошли отмечать свои 30-летия группы, появившиеся в начале 70-х годов. Да и вот там сначала 25 лет, потом вдруг 30, я уже школу заканчивал, и мне казалось, что да, вот... Наутилус существует 15 лет, 10 лет, а вот эти уже там по 25 играют, это же такой срок, это же вот надо дожить. Вы почти 30 лет. Вы чувствуете вот этот срок, именно то, что группа прошла вот эту проверку важную времени?

Максим Аншуков

— Когда как. С точки зрения творческого процесса так не ощущается совсем, поскольку всегда есть некое развитие, есть то, о чём сказать, и очень хочется ещё очень много что донести, и кажется, что только-только началось всё. А иногда так задумаешься и, конечно, да, интересно становится, что вот в этом году уже 27 лет группе и не верится отчасти, но в то же время путь, конечно, проделан очень большой.

Алексей Пичугин

— А много ли людей прошло через «Ключевую», и сколько сейчас вместе с вами тех, кто начинал?

Максим Аншуков

— Я не могу сказать, что много, но, конечно, состав сменился. Это второй состав группы, которому уже 16-17 лет. То есть мы вот в этом составе уже очень давно, с точки зрения музыкального коллектива. Но до этого была немножко другая история. От того состава нету сейчас ни одного участника в группе.

Алексей Пичугин

— Как начиналось всё?

Максим Аншуков

— Начиналось всё на базе театра ДСВ МГУ, где я учился, и у нас там было помещение, технические коридоры.

Алексей Пичугин

— А Чехов?

Максим Аншуков

— В Чехове были первые опыты, то есть в Чехове я взял гитару в руки, В Чехове у нас была первая группа, она называлась «Точка над И». Мы выступали, выступали в Доме пионеров, сыграли свой первый концерт. Выступали по каким-то площадкам, по школам, по району. И после того, как все поступили уже в учебные заведения и выросли, уже какая-то началась московская история у каждого чеховского автора.

Алексей Пичугин

— Из Чехова Лёша Вдовин.

Максим Аншуков

— Из Чехова Лёша Вдовин, из Чехова Максим Гавриленко, группа «Лагуна».

Алексей Пичугин

— А, тоже из Чехова? Да. Вот он приходил несколько раз, да.

Максим Аншуков

— Это мой друг детства, мы с ним росли вместе. То есть первые музыкальные опыты у меня были именно с Максимом Гавриленко. Александр Лагунов ещё, замечательный поэт. Вот он тоже из Чехова, это тоже мой соратник по юности. В «Точке над «И» мы с ним играли вместе, с Сашей Лагуновым.

Алексей Пичугин

— А потом уже начался московский период, и вы учились в МГУ?

Максим Аншуков

— Я учился в университете культуры, а база, вот в 90-е годы очень интересно было, можно было снимать помещение через знакомых. Вот наш театр снимал помещение на Вернадского, и мы с речного вокзала на Вернадского практически каждый день передвигались, молодо-зелено, замечательно себя чувствовали, спали по три часа в сутки, а я иногда вообще не спал, потому что были вечерние ночные репетиции «Ключевой», мне надо было как-то это все совмещать, умещать это по эфирам.

Алексей Пичугин

— Помню, были прямые эфиры когда-то там лет 15 назад. На одной радиостанции, так многие тогда работали, ночные, а на других радиостанциях дневные эфиры. Ты спишь где-то там, то ли в машине, то ли в какой-то подсобке перемещаясь, и ты вроде как бодрый, веселый, там, что-то говоришь о музыке на одной радиостанции, потом читаешь новости на другой.

Максим Аншуков

— Я вас прекрасно понимаю, золотое время поспать на занавесе, вот, в театре, и тут же нырнуть в музыкальную репетицию.

Алексей Пичугин

— Сейчас уже пора, наверное, к музыке переходить. Первая песня, которая прозвучит у нас в эфире, называется «Далеко-высоко». У неё непростая история.

Максим Аншуков

— «Далеко-высОко».

Алексей Пичугин

— «Далеко-высоко», извините. У неё непростая история, и вы об этом рассказывали в разных интервью, я, честно говоря, удивился. Вы как-то были связаны или болели, болеете за «Локомотив». Как это связано с «Локомотивом»?

Максим Аншуков

— Наш бас-гитарист и директор Юрий Иванов, он из Ярославля. И так получилось, что даже у нас были какие-то попытки написать гимн для ярославской команды, для хоккейной. И я даже что-то такое писал, мы даже это аранжировали. И когда произошла трагедия, Юра нас вывез всех в «Туношну». Мы там побывали. Я, конечно, ничего не думал писать про эту историю, поскольку это, конечно, очень большая трагедия, и она очень сильно ударила по всей стране. А потом прошло время, и я написал песню. Получилось... У меня отозвалось как-то... Я про жен писал, про жен ушедших ребят. Вот. И их скорбь, и боль. Вот как мне показалось, в этой песне это отражено, по крайней мере, заложено именно это.

Алексей Пичугин

— А вы как-то общались с кем-то из команды? Или с женами этих погибших ребят?

Максим Аншуков

— Мы виделись, Юра точно общался еще при жизни с ребятами, с некоторыми, но мы виделись после, и с женами виделись, и с родными виделись, в общем, ну...

Алексей Пичугин

— Удивительно, что тогда, вот сразу после этой трагедии, я оказался в нескольких европейских странах, да вроде бы никак наш хоккей... Ну, понятно, что русский хоккей известен. Ну, в разных европейских странах я видел на машинах вот эти черные ленточки ярославского «Локомотива» на местных. Вот как спорт может так соединять людей абсолютно из разных стран с разными историями? Ну вот была, с одной стороны, конечно, действительно ужасная трагедия, которая вдруг вот так соединила совершенно разных людей в разных странах.

Максим Аншуков

— Дай Бог, чтобы спорт всегда объединял людей, а не разъединял. И тут, конечно, низкий поклон всем тем, кто отозвался на это.

Алексей Пичугин

— «Далеко-высоко» группа «Ключевая». Максим Аншуков у нас в студии, а мы слушаем эту песню.

Алексей Пичугин

— Группа «Ключевая», Максим Аншуков. Максим у нас в студии, Александр, наш звукорежиссер сейчас пока играла песня: «Это классная музыка, я бы еще слушал и слушал». Действительно, и вы, друзья, тоже сможете приобщиться и послушать. Группа «„Ключевая“» 14 октября на нашем светлом концерте в Кремле, 14 октября, Радио ВЕРА в Кремле будет отмечать 10 лет. 10 лет — это уже немалый срок, правда, группе «Ключевая» уже почти без малого 27 лет. Вы театральный режиссёр по образованию?

Максим Аншуков

— Да, режиссёр театра.

Алексей Пичугин

— А это как-то помогало на начальном этапе и вообще помогает в музыкальном творчестве? Какое-то близкое такое соединение с театром, вообще жизнь театральная?

Максим Аншуков

— Я считаю, что помогает, поскольку есть трепетное отношение к сценическому пространству, к тому, что происходит на сцене особенно. И спасибо, низкий поклон, не устану говорить слова благодарности своим педагогам, которые, в общем, очень много вдохнули именно в каждого из нас. Вот, например, я поступил подмосковным юношей с ужасным совершенно артикуляционным аппаратом. Они мне его исправляли. Уже заодно это нужно сказать огромное спасибо. И то, что касается подачи материала, это тоже оказало очень большое влияние на дальнейшее развитие нашего коллектива. И умение работать с аудиторией, общаться с ней, это тоже туда же, в эту же копилочку.

Алексей Пичугин

— А артикуляционный аппарат так ли необходимо развивать режиссёра драматического театра? Или всё равно, несмотря на то, на кого бы вы ни учились в театральном деле, всё равно важны какие-то вещи, которые...

Максим Аншуков

— Ну, тут надо пояснить, поскольку, да, мы были не только режиссёрами на этом курсе, но и у нас было актёрское мастерство. Мы играли спектакли. Практически после даже окончания университета мы не расстались, ещё играли какое-то время, были самодеятельным таким театром, но достаточно профессиональным, как мне всё-таки сейчас уже кажется, что это было всё достаточно достойно, мне ни за одну работу, по крайней мере, не стыдно.

Алексей Пичугин

— Вы совмещали музыку и театр?

Максим Аншуков

— На первых этапах да, потом понял, что это невозможно.

Алексей Пичугин

— А какие у вас сейчас отношения с театром?

Максим Аншуков

— Прекрасные, я очень люблю смотреть спектакли, я хожу как зритель.

Алексей Пичугин

— А куда, в первую очередь? Есть ли какие-то вообще московские, ну, раз мы в Москве, московские театры, которые вам ближе всего?

Максим Аншуков

— Мне всегда был близок Ленком, я очень любил все постановки Марка Анатольевича. Мне посчастливилось видеть «Юнону и Авось» с Караченцовым два раза.

Алексей Пичугин

— Я не успел, у меня почти был билет. Буквально в феврале, по-моему, трагедия произошла. И вот я, то ли в феврале, то ли в марте, наконец, собрался, и вот это всё случилось.

Максим Аншуков

— Да, да. Царствие Небесное Николаю Петровичу. Считаю это сильнейшим спектаклем и сильнейшей ролью Николая Петровича. Музыка Рыбникова еще, конечно, а стихи Вознесенского... Всегда любил «Сатирикон» райкинский. Очень много там что смотрел и в юности, и сейчас недавно еще вот когда был действующий театр Вахтанговскую школу, конечно же, МХАТ, ну студенческий билет давал вход куда хочешь, лишь бы успеть.

Алексей Пичугин

— А сейчас, наверное, и сейчас так же. Это вот большой плюс у студентов таких вузов и таких факультетов, что можно ходить смотреть. Только ходи и смотри.

Максим Аншуков

— Да, дорогие студенты, пользуйтесь случаем. Пользуйтесь, конечно, конечно.

Алексей Пичугин

— Вы называли в числе таких авторитетных очень для вас людей, ну, Цоя, понятно, все мы в какой-то мере росли на Викторе Цое. Был период Цоя, был период Кинчева, был долгий период «Наутилуса», и Александр Башлачёв. Вот с Башлачёвым интереснее, потому что сейчас, конечно, уже его у нас знают, не потому что был сам Башлачёв, а потому что о нём говорили, потому что выходили сборники стихов, потому что выходили трибьюты, и не один, и много, и в ротациях разных радиостанций очень много известных групп делали свои каверы на его песни. Мне больше всего нравилась «Петербургская свадьба», как «Сплин» сделал, и как Ревякин сделал «Все от винта». У меня ребёнок спит, у него постельное бельё в цитатках из Башлачёва. Коллеги моей жены, зная, что она очень любит Башлачёва, что я люблю Башлачёва, нашли где-то детское, детское (!) постельное бельё. Кто-то делает, я не знаю, может быть, есть какой-то клуб.

Максим Аншуков

— Как интересно.

Алексей Пичугин

— Вот, ребёнок спит на Башлачёве.

Максим Аншуков

— Удивительная история. Надо рассказать обязательно родственникам Александра Николаевича.

Алексей Пичугин

— Да, расскажите. Ну, они, наверное, знают. Мне кажется, есть какой-то клуб просто, который для поклонников делает, в том числе для самых маленьких, вот такие штуки. Вы с творчеством Башлачёва познакомились через знакомых где-то во дворе кто-то играл или нет?

Максим Аншуков

— Это была очень такая, постараюсь кратко рассказать интересная история. Мы в девяносто первом году поехали впервые в город Ленинград тогда еще, в Петербург, Санкт-Петербург. Приехали, разумеется, мы поехали на Богословское кладбище к Виктору Робертовичу, а там познакомились с двумя такими молодыми людьми с гитарой, которые нам сказали: а вы что, только к Цою приехали или вы еще к Башлачеву? А мы ни сном ни духом не знали еще тогда про Александра Башлачева ничего, они нас отвезли на Ковалевское кладбище это огроменное и приложили ухо к земле и на звенящую березу пошли, значит, поскольку у Александра Николаевича растет березка, она вся в бубенчиках, колокольчиках, там у него был тайник, где можно было взять деньги на обратную дорогу, написать какую-то записку кому-то, в общем, люди даже через это как-то общались. И вот после этого, вернувшись в наш подмосковный Чехов, я пошел в магазин, и купил пластинку виниловую «Время колокольчиков» и уже её слушал, а потом уже пошла литература, потом я впервые понял, что Башлачёв — это первый рок-поэт, которого можно читать и на бумаге, и ничего от этого не теряется. И потом уже вот углубленное вот это изучение творчества привело нас к тому, что мы из New Wave, из вот этой новой волны рока, на которой мы все росли, кстати, очень примечательно, наше поколение росло уже на русском рок-н-ролле, оно уже не опиралось на источники Led Zeppelin, Deep Purple, это все поколение наше уже не затрагивало, ну, по крайней мере, моя компания. Мы росли на русском роке, и вот Башлачев, он, конечно, нам приоткрыл не то что дверь, а он нам открыл ворота в то, что рок-поэзия может быть не обязательно отшлифованной, она может быть и длинной формы, она может быть неожиданной формы И, может быть, корнево углублено. Туда же пошел Шукшин, конечно же, дальше. Это следующее мое увлечение. Башлачёв первый открыл вот этот стиль, который впоследствии стал называться фолк-роком в нашей стране. На самом деле, корнево, он стоит на русском слове.

Алексей Пичугин

— Мы продолжим сейчас говорить подробнее и про корневой русский рок, и про слово в русском роке, и ещё много о чём поговорим с Максимом Аншуковым, лидером группы «Ключевая». Пока же мы слушаем песню, она называется «Храм». Есть у неё какая-то история?

Максим Аншуков

— Храм написан сравнительно недавно, входит в нашу крайнюю большую пластинку, которая называется «Юдоль», посвящена она где-то внутренне, а именно ощущению того, что не надо ходить мимо храма, лучше в него зайти.

Алексей Пичугин

— Слушаем песню, напоминаем, что у нас в гостях Максим Аншуков, группа «Ключевая». И с Максимом, и с остальными участниками группы «Ключевая» вы сможете встретиться 14 октября в Кремле на нашем светлом, большом, светлом концерте.

Алексей Пичугин

— Итак, друзья, мы возвращаемся в студию Cветлого радио. Напомню, что у нас сегодня здесь в гостях Максим Аншуков, лидер группы «Ключевая». 14 октября светлый концерт. Приходите на концерт в Кремле, там и группа «Ключевая», и много-много прекрасных артистов будут вас ждать. Ну и самое время, наверное, рассказать, что у группы «Ключевая» ещё будут концерты в ближайшее время, 4 октября. Вы можете посмотреть, где они будут проходить, на сайте «Ключевая.рф», в соцсетях группы, 4 октября в Москве, 5 октября в Петербурге. Кстати, в Петербурге действительно тут даже, можно сказать, необычная площадка — Александро-Невская Лавра вдруг.

Максим Аншуков

— Да, зал Александро-Невской Лавры. Вот поступило предложение, мы очень ему рады и специально готовим отдельную программу на этот концерт.

Алексей Пичугин

— Вдруг, для кого-то это может показаться неожиданным, что на церковных площадках тоже что-то вот такое происходит. Когда-то, я помню, мы очень поддерживали чудеснейший фестиваль, до сих пор считаю его лучшим фестивалем, «Троица всё живое». А потом началось, и я знаю, что совершенно разные приходы устраивают у себя концерты, если есть подходящее помещение, приезжают хорошие группы, группа «Ключевая». Вы тоже, я так понимаю, вас куда-то в храмы зовут?

Максим Аншуков

— Ну вот в Донском монастыре мы достаточно частые гости.

Алексей Пичугин

— На фестивале у отца Косьмы 1 сентября, или перед первым сентября. А в Александро-Невской лавре, Петербург, город, как его называют — в столице русского рока, не все согласятся, наверное, но тем не менее...

Максим Аншуков

— Екатеринбург, наверное, там как-то не согласен.

Алексей Пичугин

— А тут кому что ближе, тут и Москва может быть согласна.

Максим Аншуков

— И Москва может вмешаться, да даже Омск.

Алексей Пичугин

— И Омск, хотел сказать, да. Сибирь вообще, вот этот сибирский рок. Ну, тем не менее, конечно, Петербург тут... Все же ехали, вот про Башлачёва говорили сейчас, он же...

Максим Аншуков

— Ну, корнями, он на Череповецкой земле, конечно же, на Вологодчине.

Алексей Пичугин

— Да, и в Череповце, я знаю, сейчас что-то происходит.

Максим Аншуков

— Происходит ежегодный фестиваль «Время колокольчиков», имели честь на нём и выступать, и быть гостями.

Алексей Пичугин

— Да, я как-то вот... Я говорю, что мы с женой очень любим Башлачёва, и даже хотели как-то поехать в Череповец. На фестиваль, ну так пока не доехали. Вы говорили, что в 91-м году купили пластинку Башлачёва. А я помню, что когда я увлёкся, у меня была книжка 91-го года. В 91-м году, ну маленький я был, но книжку эту вот уже почитывал. И там был Башлачёв, так я с ним и познакомился. Но купить что-то тогда Башлачёва было нельзя. Вот в начале, в первой половине девяностых... Какой-то самиздат, но я имею в виду именно в звуке. Ну что-то вот такое самопальное, кассеты переписанные. Но надо было знать места, я тогда был маленький, мест не знал, но мне хотелось. И у меня, наверное, всё-таки первое башлачёвское, даже не альбом, сборник — это был «Легенда русского рока», до дыр заслушал, я... Меня возили в электричке, я потом ездил в электричке в кассетном плеере, я помню, что я бесконечно слушал Башлачёва, кому ни давал, все не понимали. Ну что там, ну лупит человек по гитаре, хриплым голосом что-то кричит. Я говорю: ну это же стихи, ну...

Максим Аншуков

— Мы, когда столкнулись с тем, что делали кавер на Александра Башлачёва... «Поезд 193», одно из веховых и сложнейших произведений. Я никогда так сложно, ну может быть, только еще с Высоцким, когда мы столкнулись с кавером, не пел голосовую партию. Это практически невозможно, говорю со всей ответственностью, потому что Башлачев писал, как дышал, а дышал он особенно, и это такой накал, что поймать его, уловить, а еще тяжелее удержать — очень сложно

Алексей Пичугин

— Мне кажется, что все, кто переделывает и делает кавер на Башлачёва, этот накал по-своему передают, потому что, когда слушаешь трибьюты, кажется, что человек пытается подстроиться под настроение оригинала, интонировать так, как интонировал автор. А так как у Башлачёва это сделать всё равно не получится, то все пытаются какое-то своё настроение вложить. И даже в этом есть какая-то изюминка, потому что Башлачёва-то нет уж 37 лет. Господи, 37 лет, 36. И сейчас уже играет поколение, которое родилось через 10 лет. Да нет, даже больше, через 15 лет после смерти Башлачёва, и все те социальные вещи, все те переживания, которые были у Башлачёва, ну, может быть, не все, но многие, у них свои, и даже если это где-то пересекается, то они в эти песни своё что-то вкладывают.

Максим Аншуков

— А потому что точное попадание, что у него, что у Цоя, поэтому эта музыка, ну, допустим, я сейчас просто как пример, эта музыка не имеет временных каких-то рамок, ограничений. Потому что спета про что-то... То, чего мы не замечаем, когда живём, очень многие. А спета уже так, туда, на перспективу.

Алексей Пичугин

— Да-да-да. Друзья у меня приезжали на концерты «Кино». Вот, казалось бы, ну, они-то по возрасту подходят. А очень много молодежи, они говорят, ну что, действительно...

Максим Аншуков

— Вот на концерты «Кино», извините, Алексей, которые сейчас проходят...

Алексей Пичугин

— Вот которые сейчас проходят в новом составе с Каспаряном и там не голограмма, я не был.

Максим Аншуков

— Я был, это не голограмма, это голос. Просто голос, причём специально обработанный, запечённый где-то за границей, чтобы звучало всё на уровне современного звучания. Очень сложная процедура, насколько я знаю.

Алексей Пичугин

— Ну, сделано неплохо.

Максим Аншуков

— Сделано хорошо.

Алексей Пичугин

— Мне далеко не всё понравилось. Как там, я альбом слушал, я на концерте не был, я альбом слушал, мне далеко не всё понравилось, но какие-то песни зазвучали по-новому и не хуже.

Максим Аншуков

— У меня своё к этому отношение, конечно, мне очень, я сностальгировал, поскольку я не успел попасть на концерт «Кино» в 15-летнем возрасте, а мама мне уже дала деньги на билеты, мы должны были эти билеты купить. Уходила у нас в Чехов электричка предпоследняя. Ребята мне говорят: потом сходишь. Вот «потом сходишь» получилось в 21 году у меня на концерт «Кино». Но свое отношение неоднозначное к тому, что с этим проектом, можно так сказать, происходит сейчас.

Алексей Пичугин

— Ну, согласен. Мне кажется, наши отношения совпадают. Давайте вернёмся к Александро-Невской лавре, потому что необычная площадка, я даже не очень представляю, давно не был, не очень представляю, что там, где там выступают.

Максим Аншуков

— Ну там зал достаточно такой уютный, 250 мест. Это зал сидячий, конечно же.

Алексей Пичугин

— Ну, без танцевального портера.

Максим Аншуков

— Да, без танцевального портера, что мне всегда приоткрою завесу, нравится больше.

Алексей Пичугин

— Театральное, видимо, прошлое.

Максим Аншуков

— И театральное, и всё-таки аудитория погружена в происходящее в полном объёме. И, конечно, сама площадка даёт некую ответственность.

Максим Аншуков

— А вы общаетесь со зрителями, со слушателями?

Максим Аншуков

— Стараюсь. Не знаю, насколько хорошо у меня, я сейчас ни в коем случае не кокетничаю, но я стараюсь это делать. Мы работаем концерты без четвертой стены.

Алексей Пичугин

— То есть я к тому, что есть площадки, где ты не пообщаешься, даже если очень хочешь, не значит, что они плохие, ну просто другая концепция. А вот если вы говорите, что в Александро-Невской лавре там сидячий зал, люди придут, будут сидеть, слушать, то, соответственно, там и какое-то должно быть.

Максим Аншуков

— Там Бог располагал к общению, на таком концерте.

Алексей Пичугин

— Но вы программу соответствующую какую-то готовите, да?

Максим Аншуков

— Нам не так много надо в программе менять, скажу честно, не так много, поскольку как-то всегда в творчестве были определенные, как это сказать, постулатные моменты, которые вот и привели на эту площадку, как я считаю, значит, всё было сделано правильно, поэтому ничего не надо выдумывать, надо быть собой и всё.

Алексей Пичугин

— Судя по песне, которая сейчас прозвучала, сама тема православия вам близка.

Максим Аншуков

— Да. Я нахожусь глубоко, как мне кажется, именно в этом направлении.

Алексей Пичугин

— Но это пришло с возрастом. Семён не может сказать, что вы росли в нерелигиозной среде?

Максим Аншуков

— Абсолютно точно. И крестился я осознанно в 21 год. Сам. Ну, то есть, по своему собственному желанию. И весь путь коллектива, если так посмотреть, отлетало, как ступень у ракет ненужное отлетало. Вот это зерно золотое, которое было заложено, слава Тебе, Господи, правильно удобрено в 97 году. Это оно и привело к тому, что слово стало более точным, стало в творчестве определенные моменты, которые являются, как мне кажется, глубоко христианскими, и для нас это очень важно, мы этот вектор, дай Бог нам его не потерять, дай Бог удержать.

Алексей Пичугин

— А вы можете сказать, что на вас в этом отношении как-то повлияла русская музыка, русское слово, слово в русском роке, вот эта смысловая составляющая?

Максим Аншуков

— Абсолютно точно. Вот абсолютно точно. Туда же мы отгружаем Александра Николаевича, туда же Василия Макаровича, туда же Николая Петровича Караченцова. Туда же всю нашу... Свиридов Георгий, да? И классика. И туда же идёт Гергиев с недавними посещениями концертов. Туда же идёт Майя Михайловна Плисецкая. Это всё такой... Да, это всё такой фонд, да, фонд русский, который очень был важен. и взращивал скажем так вот наверное так скажем

Алексей Пичугин

— Удивительно, что вот на меня очень сильно повлияло в своё время на заре моего воцерковления. Не думаю, что это для кого-то совет руководства к действию. Это очень плохо записанная музыка, где зачастую сложно разобрать слова, и надо прямо вот сидеть, искать текст, читать его, пока это звучит. Это был малоизвестный альбом память группы «Инструкция по выживанию»

Максим Аншуков

— Да, знаком с этим творением, и прекрасно понимаю сейчас, о чём вы. Вот в этом труде разбора и расслышать, и понять, погрузиться.

Алексей Пичугин

— Он настолько тогда сочетался с какими-то моими представлениями вот начала моего воцерковления о том, как и что в христианстве вообще происходит. У Неумоева это, видимо, вот был какой-то похожий, что ли, период, не знаю. Те же буквари, но вот я слушал и чувствовал, как это меня дальше вот ведёт.

Максим Аншуков

— Вот очень хорошо прийти к чему-то, что тебя поведёт дальше. У меня таких случаев прям... и до сих пор они есть. До сих пор они есть, если сталкиваешься с чем-то, начинаешь разбирать. Я вот недавно, например, открыл для себя поэта серебряного века Введенского. До этого я ни сном, ни духом. А к Введенскому пришёл сейчас и стал погружаться, и он меня повёл немножечко дальше.

Алексей Пичугин

— У Умки есть классная монография.

Максим Аншуков

— По Введенскому? Ознакомлюсь, спасибо.

Алексей Пичугин

— «Доброе имя». Так называется песня группы «Ключевая», которая сейчас прозвучит в нашем эфире. Есть ли какая-то история?

Максим Аншуков

— История есть. Песня написана после изучения семейного фотоальбома, где основным вектором, основным выводом из этого послужило то, что неважно, что мы после себя оставляем материальное, главное оставить доброе имя. Это и есть самое верное и золотое наследие.

Алексей Пичугин

— Песню «Доброе имя» мы слушаем. Максим Аншуков, группа «Ключевая» у нас в гостях.

Алексей Пичугин

— Максим Аншуков, группа «Ключевая» в гостях у Cветлого радио. Песня «Доброе имя» у нас только что прозвучала в эфире. Напомним, что группу «Ключевая» вы сможете услышать на светлом концерте 14 октября в Кремле. И если не попадёте туда, можете прийти на концерт. Или попадёте 14 октября в Кремль, но на такой большой концерт сольный группы «Ключевая» можете прийти в Москве 4 октября. Можете посмотреть, где он будет проходить на сайте группы Ключевая.рф, в соцсетях группы. И 5 октября в Петербурге тоже можете посмотреть. Ну, я даже скажу, потому что, говорю, неожиданная площадка в Александро-Невской лавре. Ну уж, Александро-Нвскую лавру найти в Петербурге совсем несложно. Какие самые необычные места, где вам доводилось выступать? Много.

Максим Аншуков

— Байк-шоу.

Алексей Пичугин

— Для рок-группы байк-шоу это, на самом деле, нормально.

Максим Аншуков

— Ну, нормально, но не для нашего немножко направления. Всё-таки мы не анархисты, в хорошем смысле слова. Много интересных площадок, конечно же. Вот недавно выступали на Аркаиме, это Челябинская область, под Магнитогорском. Замечательный большой фестиваль. Очень нам понравилось это место и аудитория. Ну, всего не вспомнить. Я выступал из необычных концертов в музее-квартире Булгакова. Это был 99-й год. Это Дидуровская история была. Дидуровская история. Людей пришло столько, что я пел стоя на табуретке. А люди сидели вокруг в этой комнате. Это был необычный формат, скажу вам, на табуретке долго не простоишь.

Алексей Пичугин

— Было же еще, да, было же еще и Дидуровское кабаре, мы туда...

Максим Аншуков

— Это замечательная история из моей жизни. Мы пришли туда в 18-летнем возрасте, соответственно, это был 93-й год. Кабаре Дидурова, пришли с моим другом. Показали ему только-только написанную песню Шукшинка, посвященную Василию Макаровичу.

Алексей Пичугин

— А вы её играете сейчас?

Максим Аншуков

— Мы играем её на каждом концерте. Показали, после чего он подошёл ко мне, после прослушивания похлопал меня по плечу и сказал: я советую тебе никогда не петь.

Алексей Пичугин

— Ну, он был прямолинейный. Он был прямолинейный, за это его многие, наверное. У него было своё мнение по очень многим вопросам.

Максим Аншуков

— Особенно по Башлачёву. Он всё время приговаривал, я помню, что... «Ребятушки, я, представляете, вот я знал Александра Николаевича, а тут вы».

Алексей Пичугин

— Ну, это, на самом деле, не так уж и хорошо, когда так говорят, что... Знаете, а я знал Высоцкого, а тут вот вы нарисовались с гитарами.

Максим Аншуков

— Да-да-да. Ну, кстати, он дал очень хороший пинок в хорошем смысле слова. Спасибо ему большое. И Царствие Небесное. Хороший, да.

Алексей Пичугин

— Хороший был человек. Это же не значит, когда говоришь о нём, что у него было на всё собственное мнение, которое очень часто не совпадало с мнением окружающих. Но, тем не менее, его заслуга. Он почему-то себя очень противопоставлял Петербургу. Что вот, дескать, есть вот этот петербургский рок, а есть московский, а его лицо — это Дидуров.

Максим Аншуков

— Московского рока.

Алексей Пичугин

— Московского рока, да. Было такое какое-то в своё время. Мнение, не знаю, уж так это или нет...

Максим Аншуков

— Я думаю, сейчас немногие об этом помнят.

Алексей Пичугин

— Да, удивительно, что нету Дидурова с 2006 года, почти 18 лет уже оказывается. Я хорошо помню, мы были в археологической экспедиции, как, собственно, и всегда летом, и у нас был паренёк, который приехал к нам на практику на первый курс, и он всё время в выступлении пел то Башлачёва, то ещё кого-то. Ну, выяснилось, что он как раз постоянно посещает занятия у Дидурова. Я не знаю, было ли тогда это Кабаре уже, или это где-то... Ну, в общем, он всё время ходил к Дидурову на его собрания, и там выступал. Ну, паренёк совсем, ну сколько ему там, 18 лет, 17. Вот, и в тот день, вот буквально, умер Дидуров, ему кто-то сказал, и всё, и Никита там, конечно, всё, в трансе был.

Максим Аншуков

— Человек объединял вокруг себя, и спасибо ему за это, и спасибо ему за тексты песен в фильме «Розыгрыш» и в фильме «Не бойся, я с тобой». Мы на этом выросли, конечно.

Алексей Пичугин

— Какие-то очень давние времена у нас с вами пошли.

Максим Аншуков

— Ну, мы глубоко копаем.

Алексей Пичугин

— А вы сейчас смотрите со сцены, и какого возраста в основном люди приходят?

Максим Аншуков

— Вот мне очень нравится, что любого от детей до уже почтенного возраста люди ходят, и это не может не радовать.

Алексей Пичугин

— Ну, почтенного возраста это те, кто к вам ходил в начале 2000-х, в конце 90-х, а то и раньше, вы же на группе «Ключевая»-то всё равно выступали.

Максим Аншуков

— Мы выступали, ну как, мы действующий коллектив с 97-го года.

Алексей Пичугин

— С 97-го, а до 97-го года-то всё равно что-то было.

Максим Аншуков

— Ну, это были опыты такие достаточно забавные, разнообразные, конечно, да. Посчастливилось даже на гитаре играть в группе «Игрушка из Египта». Ташкентская группа, которая.

Алексей Пичугин

— Я прочитал про то, что это было, но я пытался вспомнить, переходить по каким-то ссылкам, но я ничего про них...

Максим Аншуков

— Очень жалко, что нет наследия этого доблестного, прекрасного коллектива. И даже записей никаких нет. Мы одну песню играем в репертуаре у себя в финале концерта. Те, кто придут на наши сольные выступления, обязательно её послушают.

Алексей Пичугин

— То есть интересно, что молодые люди, они тоже такой музыкой интересуются. Просто при подавляющем многообразии, при том, я, наверное, безнадёжно отстал от того, что сейчас, в принципе, слушают. Хотя я там одно время, года, наверное, до 18-го пытался следить за тенденциями, но понял, что нет, что сейчас могут слушать всё абсолютно. И то, о чём мы говорили, что приходят там на концерты хорошего рока, где главное — это смысл, где главное — это слова, приходят молодые ребята там, школьники, студенты первых курсов. И не только там филологини, как того многие ожидали, а приходят любые, им нравятся, и они для этого находят что-то очень... Они в этом находят что-то очень себе созвучное, приходят там ваши ровесники, мои, и как-то вот, да, наверное, творчество таких групп, как ваше, оно объединяет.

Максим Аншуков

— Ну, спасибо — это не может не радовать, на самом деле. Всегда рады мы. Да мы всем рады, кто к нам приходит. А так, да, можно ощутить, насколько всё меняется, когда видишь очень большую очередь в клуб из людей, которым по 15 лет, по 14. Ты начинаешь искать на странице клуба, кто сегодня выступает, тебе ничего не говорит название, а очередь очень большая.

Алексей Пичугин

— Ну, если это очередь из пятнадцатилетних ребят, то, значит, это что-то, ну, совсем вот на пике популярности. И, наверное, их поколению каждая буква в названии этой группы что-то говорит.

Максим Аншуков

— Абсолютно точно. И слава Богу.

Алексей Пичугин

— Да, и очень хорошо, да, я тоже так считаю. Спасибо большое, Максим Аншуков, группа «Ключевая» был сегодня у нас в гостях на Cветлом радио. Мы заканчиваем программу песней, которая, наверное, в последнее время визитная карта. Или не в последнее время, не знаю. Ну, везде, каждый раз, если где-то забиваешь, группа «Ключевая», сразу выпадает какая-то запись, концертный отрывок с этой песней.

Максим Аншуков

— И тоже это отдельная история. Я написал эту песню, гуляя с дочкой, со своей, с колясочкой в Черемушкинском парке. И вот моя задача была, а гитары-то не было под рукой, добежать до дома и скорее это зафиксировать. Такая получилась светлая история. Мне она, очень эта песня дорога. Это, конечно же, неотъемлемый номер каждой концертной программы. И записывали мы её тоже, это отдельная история, очень интересная, и трубу в конце, интересно, записали, не ожидали, что она там будет, но вот, слава Богу, наш звукорежиссёр на тот момент, Серёжа Дебальский, предложил сделать эту трубу.

Алексей Пичугин

— Это в стиле элементов крайм.

Максим Аншуков

— Да, и теперь очень много кто подходит и говорит: какая труба в финале классная.

Алексей Пичугин

— Сейчас послушаем. «Уметь прощать», так называется эта песня. 14 октября встречайте группу «Ключевая» в Кремле на нашем светлом концерте. И приходите 4 октября в Москве, 5 октября в Петербурге. Посмотрите, где группа «Ключевая» будет выступать, на их сайте или в аккаунтах в соцсетях. Мы прощаемся. Максим Анжуков, лидер группы «Ключевая» был с нами, Алексей Пичугин. До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем