
Ирина Собыленская
Заметила за собой, что видеть недостатки, сетовать на несправедливость проще, чем концентрироваться на хороших примерах, искать выход из затруднительных обстоятельств и быть щедрым на похвалу.
Может быть, дело только во мне, — подумала я и провела опрос среди подруг. Оказалось, что они тоже с большей долей вероятности найдут время оставить негативный отзыв товару или заведению, чем порекомендуют и похвалят тех, кто сделал свою работу хорошо.
Мы постоянно ругаем начальство, обстоятельства, жизнь, погоду, идеи, других людей. Конечно, ни в ком нет совершенства, но почему мы так упорно зацикливаемся именно на недостатках? Часто такое отношение мешает нам быть счастливыми и жить более яркой, насыщенной жизнью. Как это исправить?
Бог создал мир изначально совершенным — красивым, радостным, уютным. К сожалению, идеального пребывания в райском саду с Богом человеку оказалось недостаточно — все мы знаем историю грехопадения Адама и Евы. Сейчас мы имеем тот мир, в который внесли изменения сами, но и в нем достаточно красоты, гармонии, только теперь нужно прикладывать усилия, чтобы их замечать.
Умение видеть хорошее, даже если на жизненном пути встречаются испытания — это навык, который можно и нужно развивать. Когда человек позитивно настроен, видит не только недостатки, но и достоинства, людям рядом с ним тоже становится комфортнее и уютнее. Разве вам самим хочется жить и дружить с ворчуном?
Есть хорошая книга «Полианна» английской писательницы Элинор Портер, она написала ее как притчу для христианской газеты. Главная героиня, маленькая девочка Полианна, привлекает всех к «игре в радость». Игра состоит в том, чтобы находить хорошее даже в грустном и неинтересном. Девочка всегда довольна своим положением, хотя в ее жизни достаточно боли, несправедливости, несбывшихся ожиданий. Оптимизм Поллианны — результат ежедневной работы над собой. Он очень отзывается христианской душе, ведь радость — глубокое и фундаментальное чувство, к которому стоит стремиться. Когда в церкви поются акафисты святым, вы не услышите сетований и плача. Вы услышите «Радуйся!».
Мне запомнились рассуждения преподобного Паисия Святогорца о том, что всех людей можно разделить на две категории.
Одни подобны мухам, которые всегда садятся на грязное, пролетая мимо благоухающих цветов. Люди, похожие на мух, думают и ищут только злое, как будто закрывая глаза при виде добра.
Другая категория людей похожа на пчел. Они умеют находить красивое и сладкое, минуя нечистое. Такие люди имеют добрые помыслы, видят хорошее.
Муха или пчела — кем я хочу быть сегодня? Полезно время от времени задавать себе этот вопрос. Верю, что с Божьей помощью мы каждый день будем делать правильный выбор.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема