Мученик Георгий Софийский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Мученик Георгий Софийский

* Поделиться

Фото: Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха

Средневековые тексты мы порою воспринимаем как нечто древнее, устаревшее. Но только не тогда, когда автор талантливо описал то, что видел собственными глазами.

Сегодня мы говорим о мученике Георгии Софийском и произведении пресвитера Пейо «Повесть о Георгии Новом».

Место действия — Болгария.

Время действия — XVI век.

В конце XIV века Болгария была завоёвана Османской империей. На долгих пять столетий болгары оказались под властью турок-мусульман. В средневековой болгарской литературе значительное место занимает тема сопротивления османскому игу и рассказы о христианских мучениках, которые предпочли смерть обращению в ислам.

К числу таких произведений относится «Повесть о Георгии Новом» болгарского священника — пресвитера Пейо, жившего в XVI веке.

Отец Пейо рассказывает о своём современнике — юноше Георгии, родом из болгарского города Кратово.

В родительском доме Георгий обучился ювелирному мастерству, а когда осиротел, из опасений, как бы турки не забрали его в янычары, решил перебраться в другой город.

Впрочем, давайте послушаем, что говорит очевидец всех этих событий, пресвитер Пейо.

Будучи статным и столь красивым, что никто в городе не мог сравниться с ним в красоте лица, Георгий опасался, что его силой заберут во дворец измаильтянского царя Баязид-бега, а потому покинул родное место и перебрался в град, называемый Софией. Здесь обитал он в доме одного софийского пресвитера и прилагал добродетель к добродетели.

По мнению исследователей, Пейо и был тем самым пресвитером — христианским наставником Георгия в Софии, но из скромности не стал называть своё имя.

В пользу этой версии говорит обилие подробностей и деталей в «Повести о Георгии Новом», которые трудно придумать. В частности, автор даёт нам детальный словесный портрет Георгия.

Был же он восемнадцати лет отроду, телом высок и строен, волосами рус, лицом продолговат, брови имел густые и изогнутые, нос вытянутый, персты на руках длинные и тонкие. Нрава же был смиренного и препростого, и всегда первым кланялся, и каждого величал господином. И никогда же не похвалИлся он ни перед кем какой-либо вещью и никого не обидел.

Как-то в ювелирную мастерскую пришёл один турок и в разговоре стал убеждать Георгия принять ислам. Мол, тогда, юноша сможет найти богатую невесту и занять в городе среди мусульман высокое положение. Георгий наотрез отказался и турок затаил на него злобу. Вскоре юношу позвали в дом судьи под предлогом, что тот хочет заказать ему ювелирные украшения.

Увидев Георгия, судья подивился красоте его, подозвал поближе и заговорил тихим и умилённым голосом: «Если внемлешь словам моим, будет тебе благо, ежели ослушаешься — погибнешь злой смертью». Он спросил: «А чего хочешь ты от меня?» Судья же ответил: «Отрекись от Христа и прими нашу веру, и всеми благами насладишься и по кончине своей попадешь в рай...» Услышав это, Георгий сказал себе: «Вижу, что привели меня не ради мастерства моего, но чтобы предал я веру...»

Георгий не отрёкся от Христа. Его увели в темницу, истязали, после чего казнили.

«Повесть о Георгии Новом» стала известна на Руси уже в XVI веке, благодаря двум афонским монахам, прибывшим в новгородские земли для сбора пожертвований. Они много рассказывали о притеснениях на Балканах турками христиан, и в качестве примера поведали о новом болгарском мученике Георгии.

В житиях этого святого называют Георгием Кратовским — по месту рождения, Георгием Софийским, а чаще — святым мучеником Георгием Новым — так, как в средневековой болгарской повести пресвитера Пейо.


Все выпуски программы Прообразы

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем