
Фото: Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха
Средневековые тексты мы порою воспринимаем как нечто древнее, устаревшее. Но только не тогда, когда автор талантливо описал то, что видел собственными глазами.
Сегодня мы говорим о мученике Георгии Софийском и произведении пресвитера Пейо «Повесть о Георгии Новом».
Место действия — Болгария.
Время действия — XVI век.
В конце XIV века Болгария была завоёвана Османской империей. На долгих пять столетий болгары оказались под властью турок-мусульман. В средневековой болгарской литературе значительное место занимает тема сопротивления османскому игу и рассказы о христианских мучениках, которые предпочли смерть обращению в ислам.
К числу таких произведений относится «Повесть о Георгии Новом» болгарского священника — пресвитера Пейо, жившего в XVI веке.
Отец Пейо рассказывает о своём современнике — юноше Георгии, родом из болгарского города Кратово.
В родительском доме Георгий обучился ювелирному мастерству, а когда осиротел, из опасений, как бы турки не забрали его в янычары, решил перебраться в другой город.
Впрочем, давайте послушаем, что говорит очевидец всех этих событий, пресвитер Пейо.
Будучи статным и столь красивым, что никто в городе не мог сравниться с ним в красоте лица, Георгий опасался, что его силой заберут во дворец измаильтянского царя Баязид-бега, а потому покинул родное место и перебрался в град, называемый Софией. Здесь обитал он в доме одного софийского пресвитера и прилагал добродетель к добродетели.
По мнению исследователей, Пейо и был тем самым пресвитером — христианским наставником Георгия в Софии, но из скромности не стал называть своё имя.
В пользу этой версии говорит обилие подробностей и деталей в «Повести о Георгии Новом», которые трудно придумать. В частности, автор даёт нам детальный словесный портрет Георгия.
Был же он восемнадцати лет отроду, телом высок и строен, волосами рус, лицом продолговат, брови имел густые и изогнутые, нос вытянутый, персты на руках длинные и тонкие. Нрава же был смиренного и препростого, и всегда первым кланялся, и каждого величал господином. И никогда же не похвалИлся он ни перед кем какой-либо вещью и никого не обидел.
Как-то в ювелирную мастерскую пришёл один турок и в разговоре стал убеждать Георгия принять ислам. Мол, тогда, юноша сможет найти богатую невесту и занять в городе среди мусульман высокое положение. Георгий наотрез отказался и турок затаил на него злобу. Вскоре юношу позвали в дом судьи под предлогом, что тот хочет заказать ему ювелирные украшения.
Увидев Георгия, судья подивился красоте его, подозвал поближе и заговорил тихим и умилённым голосом: «Если внемлешь словам моим, будет тебе благо, ежели ослушаешься — погибнешь злой смертью». Он спросил: «А чего хочешь ты от меня?» Судья же ответил: «Отрекись от Христа и прими нашу веру, и всеми благами насладишься и по кончине своей попадешь в рай...» Услышав это, Георгий сказал себе: «Вижу, что привели меня не ради мастерства моего, но чтобы предал я веру...»
Георгий не отрёкся от Христа. Его увели в темницу, истязали, после чего казнили.
«Повесть о Георгии Новом» стала известна на Руси уже в XVI веке, благодаря двум афонским монахам, прибывшим в новгородские земли для сбора пожертвований. Они много рассказывали о притеснениях на Балканах турками христиан, и в качестве примера поведали о новом болгарском мученике Георгии.
В житиях этого святого называют Георгием Кратовским — по месту рождения, Георгием Софийским, а чаще — святым мучеником Георгием Новым — так, как в средневековой болгарской повести пресвитера Пейо.
Все выпуски программы Прообразы
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема