В 1820-х годах в Сибири подошла к началу «золотой лихорадки». Болезнь сия, как мы знаем, тяжелая, сопровождающаяся множеством историй – от смешных до трагических. Трагических, понятно, в сотни и в тысячи раз больше…
Сибирь после освоения ее, помимо того, что была она землею земледельцев, охотников и рыболовов, была еще и землею старообрядцев, ссыльнопоселенцев и беглых каторжников. И, понятно, купцов – куда ж без них! Эти своей выгоды не упускали…
И неудивительно, что первыми золотодобытчиками – именно, так сказать, в промышленных масштабах – стали купцы. Да не просто купцы, а виноторговцы. Купец первой гильдии Андрей Яковлевич Попов и его племянник Федот Иванович Попов. Виноторговцы и золото. Нелогично, говорите? Ну, как раз наоборот…
То, что золотишко в тайге есть, люди знали. И мыли его потихонечку, да только места в тайне хранили глубочайшей. Но шила в мешке не утаишь… И вот представьте картинку. Осенью вылазит из тайги грязный заросший бородою мужик, пропахший потом и дымом и – сначала в лавку – бархатные портянки покупать, а потом - в кабак. Гулять со всею широтою русской души. И расплачивается либо песком золотым, либо еще чище – самородками. А что у пьяного на языке, мы знаем. И что кабатчик хозяевам о золотишке расскажет – это уж само собой. Промышленный шпионаж, если это можно так назвать, он уже и тогда был основой благосостояния многих купчишек…
Жил на озере Берчикуль в Томской губернии некто Егор Лесной. То ли старообрядец-отшельник. То ли ссыльный. Жил с молодой девкою, которую в документах называли «воспитанница». Может, и воспитанница. Дело не в этом. А в том, что мыл он золотишко. И много. Где мыл - не сказывал.
И послали к нему купцы Поповы людишек своих насчет мест заветных порасспросить. Вернулись посланные, однако, ни с чем. Тогда к Егору поехал САМ. Старший Попов. И по приезде нашел Егора задушенным. Такова официальная версия. Унес, получается, Егор Лесной свою тайну в могилу.
Только вот 11 августа 1828 года купец Андрей Яковлевич Попов внезапно подал в Дмитровское волостное управление Томской губернии заявочку на участок. Причем на совершенно конкретное место на реке Берикуль. Вот и думайте – с чего бы это? Хотя люди сказывали, что местечко тайное открыла купцам та самая воспитанницы. Такова официальная версия.
Ну, мы-то с вами знаем, как работает вовремя запущенный слух… Хотя, конечно, утверждать ничего не беремся…
Как бы там ни было, прииск «1-я Берикульская площадь» в 1829 году дал 1 пуд 20 фунтов золота. В 1830 году — более четырёх с половиной пудов, а в 1835 году Поповы добыли уже 16 с лишним пудов желтого металла.
«Сибирская золотая лихорадка» началась.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема