В 1820-х годах в Сибири подошла к началу «золотой лихорадки». Болезнь сия, как мы знаем, тяжелая, сопровождающаяся множеством историй – от смешных до трагических. Трагических, понятно, в сотни и в тысячи раз больше…
Сибирь после освоения ее, помимо того, что была она землею земледельцев, охотников и рыболовов, была еще и землею старообрядцев, ссыльнопоселенцев и беглых каторжников. И, понятно, купцов – куда ж без них! Эти своей выгоды не упускали…
И неудивительно, что первыми золотодобытчиками – именно, так сказать, в промышленных масштабах – стали купцы. Да не просто купцы, а виноторговцы. Купец первой гильдии Андрей Яковлевич Попов и его племянник Федот Иванович Попов. Виноторговцы и золото. Нелогично, говорите? Ну, как раз наоборот…
То, что золотишко в тайге есть, люди знали. И мыли его потихонечку, да только места в тайне хранили глубочайшей. Но шила в мешке не утаишь… И вот представьте картинку. Осенью вылазит из тайги грязный заросший бородою мужик, пропахший потом и дымом и – сначала в лавку – бархатные портянки покупать, а потом - в кабак. Гулять со всею широтою русской души. И расплачивается либо песком золотым, либо еще чище – самородками. А что у пьяного на языке, мы знаем. И что кабатчик хозяевам о золотишке расскажет – это уж само собой. Промышленный шпионаж, если это можно так назвать, он уже и тогда был основой благосостояния многих купчишек…
Жил на озере Берчикуль в Томской губернии некто Егор Лесной. То ли старообрядец-отшельник. То ли ссыльный. Жил с молодой девкою, которую в документах называли «воспитанница». Может, и воспитанница. Дело не в этом. А в том, что мыл он золотишко. И много. Где мыл - не сказывал.
И послали к нему купцы Поповы людишек своих насчет мест заветных порасспросить. Вернулись посланные, однако, ни с чем. Тогда к Егору поехал САМ. Старший Попов. И по приезде нашел Егора задушенным. Такова официальная версия. Унес, получается, Егор Лесной свою тайну в могилу.
Только вот 11 августа 1828 года купец Андрей Яковлевич Попов внезапно подал в Дмитровское волостное управление Томской губернии заявочку на участок. Причем на совершенно конкретное место на реке Берикуль. Вот и думайте – с чего бы это? Хотя люди сказывали, что местечко тайное открыла купцам та самая воспитанницы. Такова официальная версия.
Ну, мы-то с вами знаем, как работает вовремя запущенный слух… Хотя, конечно, утверждать ничего не беремся…
Как бы там ни было, прииск «1-я Берикульская площадь» в 1829 году дал 1 пуд 20 фунтов золота. В 1830 году — более четырёх с половиной пудов, а в 1835 году Поповы добыли уже 16 с лишним пудов желтого металла.
«Сибирская золотая лихорадка» началась.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.