Увы, в давние годы, о которых мы сегодня ведем свой рассказ, не существовало ни огромного количества средств массовой информации, ни такой науки как история. Предки наши жили, не думая о том, что их далекие потомки будут живо интересоваться своею историей. Но хорошо то, что мало-мальски значимые свои деяния предки все-таки описывали, ибо такое понятие как «документооборот» в государственной машине никто не отменял.
Вот из документооборота мы и знаем, что существовал такой человек как Иван Юрьевич Москвитин. Год рождения его неизвестен. Как неизвестно и место рождения, хотя фамилия – Москвитин - позволяет предполагать, что, возможно, был он выходцем из Москвы или Подмосковья.
Впервые государство зафиксировало появление Ивана Москвитина в 1626 году в Томске, где Иван Юрьевич числился рядовым казаком.
А вот в 1635-38 годах Москвитин, предположительно, был уже казачьим десятником в составе отряда атамана Копылова, который перешел из Томска в Якутск – надо полагать, что для организации экспедиции по приисканию новых неясачных, то бишь, не обложенных данью, земель.
Весною года 1639-го атаман Копылов отправил в поход 40 человек казаков под предводительством Москвитина. Целью похода был поиск некоей горы, которая содержала в себе несметное количество серебряной руды… мало ли легенд ходило по просторам Сибири!
Отряд Москвитина спустился по Алдану до реки Маи, потом шел вверх (то есть против течения), потом волоком прошел до реки Ульи, по Улье шел вниз и спустя время вышел в ее устье. Шли казаки, питаясь чем попало. Как они сами писали в отчетах - до Ламы идучи, кормились деревом, травою и кореньем.
Положим, для Москвитина это была просто служба. Откуда ему было знать, что благодаря ему, мы, потомки, можем набрать в грудь воздуха и с гордостью сказать: Россия вышла на берега Охотского моря!
В устье Ульи казаки зазимовали. Не обошлось, к сожалению, и без боев с немирными эвенками, но отряд выстоял. И зимою построил для дальнейшего плавания по морю два судна в 17 метров длиною. И опять есть повод гордиться предками. Именно эти два судна стали первым в истории России тихоокеанским флотом…
Подытожим наш короткий и неполный рассказ. Иван Юрьевич Москвитин открыл, обследовал и описал 1300 километров побережья Охотского моря, Удскую губу, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров Сахалин.
Увы, по окончании славного похода следы Ивана Москвитина теряются. Но мы с вами… Мы – помним!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер