
Начну с того, что в нашей программе бывают не только отдельные книги, но и собрания сочинений. Но чтобы В очередной выпуск я решился взять многотомный словарь. «Московская энциклопедия. Лица Москвы» — так он называется. Выходил между 2007-м и 2014-м годами. Тысячи имен, сотни и сотни авторов статей. Главный редактор — легендарный (ныне, увы, покойный) историк-москвовед Сигурд Оттович Шмидт. Когда он отошёл к Господу, многие говорили, что сердце нашего города билось именно в его труженических ладонях — в руках старого арбатца... Вот он вспоминает о 1947-м, юбилейном для столицы годе на одной из встреч с читателями, цитирует знаменитые строки любимого Пушкина, для памяти которого он тоже много сделал:
«...Когда был юбилей Москвы, я был аспирантом, читал лекции о Москве. И первая моя статья газетная была о Юрии Долгоруком, тоже в 47-м году. Кроме того, Вы знаете, видимо, это... чувство человека, родившегося в Москве: „...Два чувства дивно близки нам. /В них обретает сердце пищу: /Любовь к родному пепелищу, /Любовь к отеческим гробам“. У меня это все здесь: и пепелище, и гробы».
Рассказывал академик Сигурдт Оттович Шмидт — главный редактор «Московской энциклопедии. Лица Москвы». Столичные словари, вообще-то говоря — уже были. Но этот — особенный. По какому же принципу он делался? Слово — Сигурдту Шмидту:
«...По новому принципу. Мы первые создали Московский Биографический словарь. Если в энциклопедии „Москва“ было около тысячи лиц, то здесь больше одиннадцати тысяч. Это не только лица, занимавшие определенное положение, — но и купцы, и священнослужители, и конечно, всевозможные деятели культуры и так далее».
Выражение «священнослужители» тут не случайно. Такого количества лиц духовного звания ни одна российская энциклопедия (в данном случае московская) — не знала. Многие — и знаменитые, и мало известные широкому читателю — давно и недавно прославлены Русской Православной Церковью.
Патриархи, митрополиты и простые священники, новомученики и исповедники веры... Сотни имён, имеющих отношение прямое к нашему городу.
С вами был Павел Крючков, и давайте на прощание послушаем для примера отрывок из статьи о московском священнике Василии Серебренникове (у нас звучит «Закладка» о посвящённой ему книге «Свеча Богу»).
Читает автор статьи в «Московской энциклопедии. Лица Москвы» историк Дмитрий Ястржембский:
«...Глубокой верой, действенной молитвой, заботой о прихожанах и самоотверженным служением, которое совершалось вопреки мучительной хронической болезни вплоть до самого преклонного возраста, отец Василий Серебренников приобрёл любовь многочисленных духовных детей и большое уважение среди православного духовенства...
Жил на Гоголевском бульваре. Похоронен вместе с родными на Введенском кладбище. Отпевание отца Василия Серебренникова в церкви Воскресения Словущего на Арбате совершил епископ Истринский Арсений в сослужении 44 священников и 8 дьяконов...»
Деяния святых апостолов

Деян., 15 зач., V, 21-33.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Все вещи имеют начало. Православное христианство исключением не является. Оно зародилось около двух тысяч лет назад в исторической Палестине, распространилось по миру, продолжает существовать и развиваться. Но это было уже потом. А вначале всё ограничивалось небольшой группой учеников Христа, живших и проповедовавших в Иерусалиме. Об этом нам сообщает отрывок из 5-й главы книги Деяний святых апостолов. Давайте его послушаем.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Наиболее ценным историческим источником, который повествует об особенностях существования первых христиан, является книга Деяний святых апостолов. Её автор, апостол Лука, совместивший в своей личности таланты врача, художника и историка-хрониста, постарался детально описать внутреннюю атмосферу христианской общины и внешнюю среду, окружавшую древних последователей Спасителя.
Не является секретом, что мир далеко не всегда был благоприятно настроен по отношению к христианам. В середине первого века основной оппозиционной силой для последователей Спасителя являлись иудеи, которые противодействовали развитию Церкви не только в Палестине, но и в европейской части Римской империи — в тех городах, где евреи имели свои диаспоры. В пятой главе книги Деяний мы находим описание очередного нападения иудейских вождей на ближайших учеников Спасителя — апостолов.
Поводом для конфликта послужило чудесное исцеление калеки, сидевшего у «Золотых» врат Иерусалима, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн Богослов. Иудейские вожди, испугавшись, что чудо привлечёт в ряды христиан ещё больше евреев, заключили учеников Христа в тюрьму, из которой они в ближайшую ночь благополучно освободились. В полночь двери камер чудом отрылись, и апостолы беспрепятственно покинули место своего заключения.
На утро после чудесного освобождения апостолы, следуя своей традиции, собрались в Притворе Соломоновом — крытой колоннаде у восточной стены внешнего двора Иерусалимского храма. Гонители старались всячески испугать учеников Христа, при этом используя хитрость, — якобы сами апостолы — люди уже конченые, исправить их нельзя, но пусть другим евреям они хотя бы не проповедуют. Апостол Пётр, бывший неофициальным лидером апостольской общины, прямо тогда ответил преследователям: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Эти слова служат ярким выражением христианского самосознания, видения мира и места человека в нём. Во время гонений древности и нового времени стойкие ученики Спасителя неизменно между верностью Богу и удобством мира выбирали первое, поскольку были убеждены — счастье только со Христом. Без Христа счастья быть не может.
И история всё расставила на свои места. Действительно — где теперь те гонители? Кто о них помнит? И если всё же помнит, то как? Преимущественно с горечью и даже некоторым презрением. Праведники веры же по-прежнему, подобно звёздам, сияют, своим светом вдохновляя современных христиан на то, чтобы не падать духом, не отчаиваться перед лицом испытаний, но вслед за апостолом Петром напоминать (прежде всего, себе): «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». И речь идёт не о бунте, не об общественной революции, а, прежде всего, о верности Богу и Его правде. Потому что, повторюсь, счастье только со Спасителем. Без Господа Иисуса счастья быть не может. Ни на земле, ни на Небе!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преподобный Макарий Оптинский о душевном покое». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги «Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского», посвященные душевному покою: что такое душевный покой и как его обрести.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поддержать керамическую мастерскую, где трудятся люди с тяжёлой инвалидностью

Саша живёт в приюте «Дом на воле». Это проект сопровождаемого проживания петербургской организации «Новые перспективы». Молодой человек плохо видит, у него есть двигательные нарушения и психические расстройства. После смерти родных его ждала одна дорога — в психоневрологический интернат. Но так случилось, что о Саше узнали сотрудники «Дома на воле». Так он оказался в деревне Раздолье Ленинградской области.
Помимо Саши в Доме находятся ещё 8 взрослых с тяжёлой инвалидностью. С поддержкой наставников они живут свободно и по мере возможностей самостоятельно — ведут хозяйство и работают в керамической мастерской. Саша, например, лепит глиняные блюдечки и уже набрался мастерства в этом деле. Недавно вместе с керамистом они создали 60 чайных пар для жителей дома престарелых.
«Мы ищем то, что наши ребята могут сделать сами. Анализируем их возможности, рисуем эскизы на бумаге», — рассказывает руководитель мастерской Татьяна.
У Дины, ещё одной подопечной проекта «Дом на воле», плохо работают руки и рисовать на изделиях у неё не выходит. Но в мастерской нашли выход. Узоры на чашках и тарелках она процарапывает, от этого посуда получается фактурной и неповторимой.
Занятия в керамической мастерской очень важны для жителей приюта. У них есть возможность творить, приносить пользу и дарить радость другим. Изделия подопечных реализуются на ярмарках и не только.
Сейчас важно поддержать мастерскую, чтобы она продолжала работать, а Саша, Дина и другие люди с тяжёлой инвалидностью могли заниматься любимым делом. В первую очередь нужно оплатить труд наставников.
Сбор для керамической мастерской в деревне Раздолье Ленинградской области открыт на портале «Милосердие.RU».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов