
Начну с того, что в нашей программе бывают не только отдельные книги, но и собрания сочинений. Но чтобы В очередной выпуск я решился взять многотомный словарь. «Московская энциклопедия. Лица Москвы» — так он называется. Выходил между 2007-м и 2014-м годами. Тысячи имен, сотни и сотни авторов статей. Главный редактор — легендарный (ныне, увы, покойный) историк-москвовед Сигурд Оттович Шмидт. Когда он отошёл к Господу, многие говорили, что сердце нашего города билось именно в его труженических ладонях — в руках старого арбатца... Вот он вспоминает о 1947-м, юбилейном для столицы годе на одной из встреч с читателями, цитирует знаменитые строки любимого Пушкина, для памяти которого он тоже много сделал:
«...Когда был юбилей Москвы, я был аспирантом, читал лекции о Москве. И первая моя статья газетная была о Юрии Долгоруком, тоже в 47-м году. Кроме того, Вы знаете, видимо, это... чувство человека, родившегося в Москве: „...Два чувства дивно близки нам. /В них обретает сердце пищу: /Любовь к родному пепелищу, /Любовь к отеческим гробам“. У меня это все здесь: и пепелище, и гробы».
Рассказывал академик Сигурдт Оттович Шмидт — главный редактор «Московской энциклопедии. Лица Москвы». Столичные словари, вообще-то говоря — уже были. Но этот — особенный. По какому же принципу он делался? Слово — Сигурдту Шмидту:
«...По новому принципу. Мы первые создали Московский Биографический словарь. Если в энциклопедии „Москва“ было около тысячи лиц, то здесь больше одиннадцати тысяч. Это не только лица, занимавшие определенное положение, — но и купцы, и священнослужители, и конечно, всевозможные деятели культуры и так далее».
Выражение «священнослужители» тут не случайно. Такого количества лиц духовного звания ни одна российская энциклопедия (в данном случае московская) — не знала. Многие — и знаменитые, и мало известные широкому читателю — давно и недавно прославлены Русской Православной Церковью.
Патриархи, митрополиты и простые священники, новомученики и исповедники веры... Сотни имён, имеющих отношение прямое к нашему городу.
С вами был Павел Крючков, и давайте на прощание послушаем для примера отрывок из статьи о московском священнике Василии Серебренникове (у нас звучит «Закладка» о посвящённой ему книге «Свеча Богу»).
Читает автор статьи в «Московской энциклопедии. Лица Москвы» историк Дмитрий Ястржембский:
«...Глубокой верой, действенной молитвой, заботой о прихожанах и самоотверженным служением, которое совершалось вопреки мучительной хронической болезни вплоть до самого преклонного возраста, отец Василий Серебренников приобрёл любовь многочисленных духовных детей и большое уважение среди православного духовенства...
Жил на Гоголевском бульваре. Похоронен вместе с родными на Введенском кладбище. Отпевание отца Василия Серебренникова в церкви Воскресения Словущего на Арбате совершил епископ Истринский Арсений в сослужении 44 священников и 8 дьяконов...»
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема