
Признаюсь — в начале своего воцерковления я думала о принятии монашества. Потому что, наломав немало дров за свою тридцатилетнюю жизнь без Церкви, полагала, что лично мне принести покаяние следует именно в монастыре. Ведь монашество — это высокий удел и, несомненно, спасительная стезя. Правда, Господь определил мне другой путь — кстати, тоже спасительный — и послал православного мужа.
Но особо благоговейное отношение к монашеству у меня, конечно, осталось. И мне очень хотелось своими глазами увидеть постриг. Вот это желание исполнилось, причём неожиданно.
Накануне дня памяти великомученицы Варвары выбегаю после работы из телецентра. Смотрю на часы. Нет, в свой храм на службу уже не успеваю. А так хочется помолиться одной из любимых святых! Значит, пойду в храм Живоначальной Троицы. Вон он, совсем рядом с телецентром.
Поверить не могу своему счастью — служит старец, отец Илий. Приехал из Оптиной пустыни, ведь этот храм — её подворье.
Служба закончилась, а народ не расходится. Все хотят получить благословение у старца? Похоже, дело не только в этом. Из разговора прихожанок понимаю, что сейчас будет... монашеский постриг!
Именно таким я его и представляла. Таинственным, трогательным, торжественным и строгим. Время то ли остановилось, то ли стало вечностью...
В полумраке храма монахи ведут постригаемого, укрывая его чёрными крыльями своих мантий. Нет, её... Как? Это женщина? Но ведь Оптина — мужская обитель?
Вместе со всеми вздрагиваю, когда отец Илий произносит имя новой монахини— Василисса! Хотя еще не понимаю, почему на него так отреагировал весь храм. После пострига узнаю, что по-другому и быть не могло. Василием звали в монашестве сына новопостриженной, Игоря Рослякова.
18 апреля 1993 года, в ночь на Пасху Христову, в Оптиной пустыни приняли смерть от сатаниста три насельника этого монастыря — иеромонах Василий, инок Ферапонт и инок Трофим. Они ещё не канонизированы, но православный люд называет их оптинскими новомучениками. Молится им и получает помощь. О любви к убиенным «братикам» свидетельствует множество верующих, которые, приехав в Оптину и поклонившись преподобным старцам, спешат в часовню над могилками мучеников.
В тот вечер я тоже словно помолилась в дивной пустыни. Перенеслась в родные козельские леса — в одной из местных деревень родились мои отец и мать. Стремящиеся к небу сосны раступились, открыв внутреннему взору благословенную Оптину. Её храмы с раками святых старцев. Часовню над могилами трёх новомучеников. А в сердце зазвучал пасхальный колокольный звон и радостное «Христос воскресе!».
Мама убиенного иеромонаха Василия пришла к вере на восьмом десятке лет, стала монахиней Василиссой, преставилась ко Господу в 101 год и погребена в Оптиной пустыни. Одному Богу известно, какой путь для нас спасительный и в каком возрасте мы на него встанем.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема