
Как жили монастыри конца XIX — начала ХХ века? Таким вопросом однажды заинтересовалась монахиня Евфимия (Пащенко) — наша современница, известная писательница и краевед. Тщательно изучив сотни архивных документов, матушка Евфимия увлекательно и просто рассказала о повседневном быте православных обителей прошлого и позапрошлого столетий в своей книге «Тайны монастырей».
Автор родом из Архангельска, поэтому, если можно так сказать, «героями» её научно-популярного исторического очерка стали монастыри Русского Севера. В государственных архивах матушка Евфимия обнаружила множество интереснейших документов — как сама она говорит в предисловии, «живых свидетельств»: писем, деловых и послужных записок, канцелярских дел, в которых описывались различные события из жизни северных обителей. На их основе монахиня Евфимия Пащенко составила любопытную и разностороннюю картину монастырских будней. И адресовала свою книгу «Тайны монастырей» отнюдь не только специалистам-историкам, а самому широкому кругу читателей.
Автор показывает нам монашескую жизнь с разных сторон. Например, рассказывает о том, как велось монастырское хозяйство. Ведь обители, как правило, сами обеспечивали себя пропитанием. Например, Успенский монастырь в Холмогорах владел 17-ю гектарами пахотной земли, с которой монахини ежегодно собирали почти по тонне ржи и ячменя. А Сурский Иоанно-Богословский монастырь славился своими огородами. Там были даже теплицы — по тем временам настоящая инновация! Посмотреть на диковинку в обитель приезжали даже журналисты. Так, например, корреспонденту газеты «Архангельск» игуменья Порфирия (Глинко), рассказывала, что уже в мае в монастырских парниках созревают первые огурцы.
Поражает и просветительская деятельность женских обителей Русского Севера. При Сурском Иоанно-Богословском монастыре, к примеру, существовала специальная «читальня для бесед с народом». В ней любой желающий мог почитать газеты и журналы духовного содержания. А по воскресеньям и в праздники — послушать духовно-нравственные лекции, и даже посмотреть слайды с видами русских монастырей и святынь. Другими словами, монастырская читальня была для крестьян чем-то вроде досугового центра, где они проводили свободное время с пользой для души.
Разумеется, главным в монастырях всегда оставалась вера и духовная жизнь. Матушка Евфимия (Пащенко) рассказывает о 59-летней монахине Ущельского Иовского монастыря Агнии (Вяткиной), которая в 1901 году совершила из обители паломничество в Иерусалим. По тем временам — настоящий подвиг: самолётов не было, и поездка занимала долгие месяцы, причём добрую часть пути приходилось идти пешком. Поэтому путешествие к Святой Земле было предприятием трудным и небезопасным, и рассматривалось как свидетельство глубокой преданности Богу.
В книге монахини Евфимии (Пащенко) мы найдём ещё немало других любопытных фактов и деталей из жизни северных обителей позапрошлого столетия. И откроем для себя «Тайны монастырей».
Все выпуски программы Литературный навигатор
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема