Монахиня Амвросия, в миру Александра Дмитриевна Оберучева, разделила самые тяжелые испытания с дорогим сердцу Отечеством. Пережила революцию, две мировые войны, арест, тюрьму и ссылку в годы гонений на Церковь.
В 1897 году в Петербурге открылся единственный в России Женский медицинский институт, куда поступила Александра Оберучева, с детства мечтавшая стать врачом. После выпуска из института Александра выбрала работу в глубинке земским доктором. В 1914 году началась Первая Мировая война, и Александра отправилась на фронт сестрой милосердия. В 1917 году она приехала в Шамординский женский монастырь, осталась там жить, после чего ее почти сразу арестовали и отправили в ссылку. Скончалась монахиня Амвросия 9 сентября 1944 года в Сергиевом Посаде.
Что писала в своем дневнике о Первой Мировой войне монахиня Амвросия и как о ней вспоминала ее духовная сестра, монахиня Михаила?

Монахиня Амвросия, в миру — Александра Дмитриевна Оберучева, разделила с любимым Отечеством самые тяжёлые испытания. Она пережила революцию, две мировые войны, арест, тюрьму и ссылку в годы гонений на Церковь. Ей приходилось тяжело, до изнурения, работать и порой нечего было есть. Но сердце матушки Амвросии не ожесточилось. Всю жизнь оно оставалось наполненным любовью и добротой. Когда-то, ещё в юности, она записала в дневнике: «Буду относиться к каждому, как к своему самому близкому родственнику!» И ни разу не изменила этому жизненному правилу. Те, кому посчастливилось знать матушку Амвросию (Оберучеву), говорили, что она не могла вынести чужого несчастья или беды. И с легкостью, не задумываясь о последствиях для себя, шла на жертвы ради других.
С детства Сашенька Оберучева хотела стать врачом. Её горячо любимая мама часто болела. Переживая за неё, Саша твёрдо решила, что свяжет свою жизнь с медициной. К тому времени, как она окончила гимназию, в 1897-м году, в Петербурге открылся единственный в России Женский медицинский институт. Александра смогла туда поступить. Она была счастлива. «Что-то великое, святое ожидает меня!..», — записала Саша Оберучева в своём дневнике. К медицине она, действительно, относилась как к святому делу. Глядя на клетку под микроскопом, благоговела перед Создателем, сотворившим столь тонкую и хрупкую систему. В отличие от революционно настроенных сокурсниц, Александра исправно посещала лекции по богословию. На пятом курсе началась больничная практика в отделении для неизлечимо больных. Александра с такой любовью относилась к пациентам, так искренне сочувствовала их страданиям, что многие просили её быть рядом во время их кончины. Она всегда исполняла эти просьбы. И писала в своём дневнике: «Это не было чем-то мрачным, напротив, чувствовалось, что совершается таинственное слияние земного с небесным».
После выпуска из института Александра выбрала работу в глубинке — земским доктором. В крошечное село Смоленской губернии, где она начала свою практику, потянулись крестьяне со всей округи, когда узнали, что там появился врач. Александра в буквальном смысле работала день и ночь. По первому зову отправлялась к больному — порой за десятки вёрст, в любую погоду. Так было всюду, где появлялась доктор Оберучева. Когда её назначили главным врачом лечебницы в Курской деревне Любажи, Александра Дмитриевна размещала больных у себя на квартире, если в больнице не хватало мест. «Докторица всегда весёлая, добрая», — говорили о ней крестьяне.
В 1914 году началась Первая Мировая война. Александра, не раздумывая, отправилась на фронт сестрой милосердия. Об этом периоде жизни красноречиво говорят страницы её дневника.
«На полу, сплошь залитом кровью, лежали раненые. Полотенцем я обтирала лица страдальцев, а они взглядом благодарили меня. Кто мог из них, говорили: „Сестрица, не уходи от нас, нам будет легче умирать“».
Она выносила раненых с поля боя под обстрелом. Работала в холерном бараке. Александра писала, что война перевернула её душу. В 1917 году она приехала в Шамординский женский монастырь, и осталась там жить. А вскоре приняла монашеский постриг. И почти сразу матушку Амвросию арестовали. На допросах убеждали отказаться от Бога. Но сломить монахиню не удалось. Так Амвросия (Оберучева) оказалась в ссылке. И снова вспомнила свою профессию врача. Невзирая на угрозы со стороны начальства, навещала больных, доставала лекарства и делилась чем могла.
Годы ссылки подорвали здоровье матушки. 9 сентября 1944 года она скончалась в Сергиевом Посаде. Монахиня Михаила, духовная сестра Амвросии (Оберучевой), оставила воспоминания, в которых писала о ней: «Она всех влекла к себе изумительной добротой, милостью и состраданием к людям».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 3. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во время испытаний наше поведение обычно меняется: мы беспокоимся, хуже спим, хуже едим, отказываясь от еды вовсе или переедая и, очевидно, это сложно назвать нашим сознательным выбором. Но что же мы должны делать сознательно? Ответ на этот вопрос звучит в 3-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 3.
1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня,
3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твоё.
Одно из самых распространённых испытаний, во время которого человек лишается покоя, — это болезнь. Думаю, практически не существует взрослых людей, которые не имели опыта переживаний о своём собственном здоровье или здоровье близких. Один мой знакомый как-то очень серьёзно заболел, при этом точный диагноз правильно поставлен не был, и он ждал дополнительных обследований. Он старался не подавать виду, что что-то происходит, но сам потерял интерес к еде и практически не спал по ночам. Да и как уснуть, если ты вместо того, чтобы строить планы на жизнь, мысленно выбираешь место на кладбище? Впрочем, переживаниями дело не ограничилось, потому что в какой-то момент он взял себя в руки и понял, что, если смерть близка, надо оставшуюся жизнь прожить несколько иначе. Он не был каким-то смертным грешником, ходил в храм, участвовал в таинствах, но всё же решил провести дополнительную ревизию и стал иначе вести себя с ближними, старался не манипулировать, не злословить, не задевать других. Чужая душа потёмки, и сложно сказать, что моим знакомым руководило в то время, но одно можно сказать точно, это изменение углубило его веру и сделало общение с ним совершенно другим.
Псалом, который мы сейчас услышали, написан пророком и царём Давидом в очень тяжёлое для него время, когда он бежал от собственного сына Авессалома, восставшего против него. Восстание сына переживается им очень тяжело, тем более что на сторону бунтовщика переходили новые и новые люди. Псалмопевец с удивлением замечает, что врагов становится всё больше... как обычно это бывает, люди, которые боялись высказаться во время силы Давида, переходят на сторону его врага во время его изгнания. Они не только враждуют против законного царя, но и пытаются подточить его веру, смеются над ним и публично сомневаются в том, что Господь поможет ему. Однако, Давид не боится! Он молится и уверен, что Бог его слышит. Он старается быть верным Богу и чувствует, что Господь с ним. Он гоним и жизнь его в опасности, но он ложится спать, спокойно спит и встаёт, потому что доверяет Богу и Тот поддерживает его. Конечно, Давид не бессмертен, он состарился и умер в своё время, но в минуту испытаний он не боялся и не метался от ужаса.
Обстоятельства жизни большинства читателей или слушателей этого псалма далеки от того, что переживал царь Давид. Мы не руководим государствами и против нас не восстают дети, желающие занять наше место. Но мы нередко ощущаем болезнь как врага, который нам угрожает... Врага, с которым мы боремся за нашу жизнь. И точно так же, как Давид был удивлён и удручён тем, что на него восстаёт его родной сын, нам может казаться, что наше собственное тело предаёт нас, восстаёт против нас и лишает опоры... Но, если это так, это значит, что вслед за Давидом, мы можем искать опору в верности Богу, в стремлении к праведной жизни. Заболев, мы можем не только лечиться, что вполне естественно, ведь и Давид совершал вполне очевидные военные действия, собирая вокруг себя сторонников... Вместе с внешними действиями, мы призваны изменить свою духовную жизнь, постараться не закрыться в своём страдании и страхе, но, через деятельную любовь окружающим людям, стать ближе к Господу.
Псалом 3. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 3. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 3. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня;
3 многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге".
4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.
14 июня. О личности и почитании святого праведного Иоанна Кронштадтского

Сегодня 14 июня. День прославления в 1990 году святого праведного Иоанна Кронштадтского.
О его личности и почитании — священник Алексий Дудин.
Иоанн Кронштадтский был уникальной фигурой. Он не просто был молитвенником, не просто был тем человеком, который старался помочь всем и всех услышать. Это был человек, который исполнял заповеди Господа нашего Иисуса Христа всем своим сердцем. Если он старался помочь бедному, то отдавал всё, что у него было. Если он молился за кого-то, то молился со слезами и молился полнотой своего пастырского сердца. Он часто плакал, часто переживал за людей, и Господь дал ему особый дар. К дару доброго сердца дал ему дар рассудительности.
Иоанн Кронштадтский был прославлен не только как святой, но как тот человек, который, например, дал нашей церкви опыт дома трудолюбия — того дома, где нуждающийся человек, придя, получал не просто помощь и утешение, но научался трудиться.
Иоанн Кронштадтский очень много переживал за нашу Родину, предупреждал о том, что сейчас, если власти не употребят как можно больше усилийк трепетному воспитанию юношества, то возникнут как раз вот эти нездоровые революционные идеи, которые будут разъедать нашу Родину изнутри.
Иоанн Кронштадтский предупреждал, молился, трудился, очень много сделал, и именно поэтому он дорог нашему сердцу, и именно поэтому этот пастырь является образцом обращения русского народа к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема