Как известно, главная функция речи — коммуникация. Но молодёжный сленг выполняет не только эту задачу, он также позволяет подросткам идентифицировать друг друга как «свой-чужой».
Признаемся: многие из нас в юности использовали сленг.
Одно поколение помнит выражение «мировой» — в значении «хороший, уважаемый». А кто-то в юности употреблял слово «прикид» — одежда. С каждым поколением молодёжный сленг вводит в обиход новые слова, особенно жаргон соцсетей: например, «зафрендить» — принять в друзья, «лол» — громкий смех.
Сленг — это не только языковое, но и социальное явление. Молодёжи хочется обособиться от мира взрослых, получить признание в своём кругу. Всё это понятно. Однако почему же многих раздражает молодёжный жаргон? В списке основных претензий — насыщенность иностранной лексикой, непонятность, коверканье слов и максимальное упрощение речи.
Да, сленг упрощает процесс передачи информации, и этим он интересен подростку, которому важно сразу выразить свою эмоцию. Молодому человеку некогда строить распространённые предложения — у него всё быстро меняется: чувства, мысли, идеи, настроение.
Что касается иностранных слов, то это ответ на культурные явления времени. Музыка, кино, анимационное искусство — молодежь откликается на то, что ново, интересно, во что можно поиграть. И сленг — это тоже своеобразная языковая игра.
Важно, чтобы молодой человек понимал уместность использования жаргонизмов. Для этого можно предложить подростку: «Давай ты не будешь при бабушке употреблять сленг, иначе она тебя не поймёт». Или так: «Думаю, что на уроке литературы не стоит называть Печорина „няшным“, может быть, вместе подберём Печорину подходящий синоним? Например, обаятельный или харизматичный?»
Использование сленга молодёжью неизбежно, но можно деликатно обозначить границы его употребления. Тогда сленг не будет мешать общению разных поколений.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
20 ноября. О значении Указа Патриарха Тихона
Сегодня 20 ноября. В этот день в 1920 году был подписан Указ Патриарха Тихона № 362, регламентирующий церковно-государственные отношения.
О его значении — протоиерей Михаил Самохин.
Изданный в тяжелейшие для Церкви, государства и всего православного народа времена, указ святителя Тихона № 362 подробно и развернуто ответил на насущные вопросы церковно-государственных отношений и того, как должны организовываться миряне, пастыри и архиереи, которые не могли поддерживать связь со Святейшим Патриархом и Синодом.
Этот документ реально помог Церкви обрести ориентиры в тяжёлые годы войны и богоборчества. Как и любой фундаментальный акт, он послужил основанием для множества практических решений и поддержкой для структур, сохранявшихся на протяжении десятилетий.
Сейчас этот указ, как и деяния Поместного собора 1917–1918 годов, остается предметом интереса историков, знатоков церковного права, тех, кто особо почитает подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Я же хочу вспомнить самое начало этого документа, обращённое к духовенству. Пастыри призываются крепко стоять на страже Святой Церкви в тяжкую годину гонений, ободрять, укреплять, объединять верующих в защите свободы веры православной и усилить молитвы о вразумлении заблудших.
Слава Богу, эпоха гонений миновала, но призыв святителя Тихона и сейчас может вдохновить и направить каждого священнослужителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 271 зач., V, 1-8;
и за пятницу (под зачало): 1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28;

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Едва ли можно найти человека, которому никогда не хотелось бы хоть немного, с самого края, приподнять покров времени и заглянуть в будущее.
Сегодня в храмах звучат слова из 5-й главы первого послания апостола Павла к Солунянам, где он даёт неожиданный ответ на этот запрос.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
Что же за ответ предлагает апостол своим читателям — интересующихся очень сильно «временами и сроками» — когда именно придёт Христос Спаситель и наступит Его благословенное царство на земле? Ответ апостола многогранен. В нём есть 4 ярких метафоры, каждая из которых очень важна для понимания.
1-я метафора — День Господень придёт, как «тать нощью» — то есть как вор в самый сладкий момент сна хозяев. Этот образ может показаться каким-то странным: неужели Бог хочет «подловить» человека в самый момент предельной уязвимости? Конечно же, нет: здесь речь о том, что для тех, кто привязан к иллюзиям контроля, Пришествие Христа переживается как... кража: будущее как бы «ворует» привычное, «одомашненное» время. Но для тех, кто бодрствует, это Пришествие — долгожданное воплощение ожидаемого: приятная неожиданность остаётся, а вот паника исчезает.
Вторая метафора — «мука родами». Эта метафора снимает кажущийся карающим акцент первой: речь о родах нового. Роды неизбежны, болезненны, но и плодотворны; их невозможно избежать не потому, что Бог жаждет наказать, а потому, что новое творение прорывается, оно не может не разродиться!
Третий образ апостол описывает в виде «сынов дня» и «сынов ночи». Христианская нравственность определяется тем, что верному Христу нечего таиться и скрывать: христиане во всём поступают «по‑дневному» — ибо принадлежат дню.
И, наконец, четвёртая метафора — образ «брони» и «шлема», в которые прежде всего должен облачиться всякий верующий. Броня — это вера и любовь, а шлем — надежда спасения: триада вера—любовь—надежда вовсе не «украшение», а снаряжение для трезвения — без которого выстоять в «ночи» и не быть сваленым мороком сна просто невозможно.
Как мы видим, апостол не даёт прямого ответа на запрос солунян о «временах и сроках»: он делает нечто гораздо более важное. Вместо «календаря», куда можно было бы «подглядывать» он предлагает... компас — руководствуясь которым сам вопрос о «временах» оказывается праздным и малозначащим: были бы вы как следует готовы в любой момент — и однажды достойная награда вас найдёт без всякого сомнения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 97. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. С какими эмоциями у нас ассоциируется Божий суд? Кто-нибудь скажет, что вопрос неправомерен, ведь мы сегодня привыкли к тому, что у каждого из нас своё мнение, своя правда. И всё же последний суд неслучайно веками назывался страшным, потому что большинство людей всегда ассоциировало его не только со строгостью, беспристрастностью, но и с осуждением. Но с чем же должен ассоциироваться этот суд для христиан?
Ответить на этот вопрос помогает 97-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 97.
1 Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу.
2 Явил Господь спасение Своё, открыл пред очами народов правду Свою.
3 Вспомнил Он милость Свою к Иакову и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего.
4 Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;
5 пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;
6 при звуке труб и рога торжествуйте пред Царём Господом.
7 Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;
8 да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы
9 пред лицом Господа, ибо Он идёт судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно.
В наши дни не нужно быть специалистом в области греческой или римской мифологии, чтобы узнать в изображении женщины с завязанными глазами, с весами в одной руке и мечом в другой, Фемиду или Юстицию — языческую богиню правосудия. Её изображения в скульптурном или графическом виде размещают сегодня рядом со зданиями суда, чтобы подчеркнуть, что суд должен быть беспристрастным и не должен смотреть на лица. Перед законом все равны, и он, хотя и с учётом всех обстоятельств дела, как отягощающих, так и смягчающих, должен действовать автоматически, не принимая во внимание личных предпочтений судьи. И обычно, такая беспристрастность и неотвратимость суда людей страшит.
В Священном Писании Бог тоже нередко называется нелицеприятным и о Нём говорится, что Он не смотрит на лица. Однако, странным образом в псалме, который мы сегодня услышали, весть о суде рождает в псалмопевце совершенно иные эмоции. Его песнь — это ликование о Боге Спасителе и Победителе. Фраза «явил Своё спасение» не должна смущать, потому что речь, конечно, идёт не о спасении Самого Бога от какой-то беды, но о спасении, которое совершает Бог, спасая людей. Но над кем же победа и от кого спасение? Весь контекст Писания говорит, что главные враги человека — грех и смерть. И хотя в самом псалме Давид, скорее всего, говорит о какой-то конкретной исторической победе иудеев, в его словах мы видим пророчество о том, что в итоге произойдёт в Новом Завете и действительно станет поводом для радости не только иудеев и не только их земли, но всех людей и всего живого. Так что не будет места на земле, которое не имело бы отношения к Царству Божьему и к Его победе.
Впрочем, по слову псалма победа таинственным образом связана с судом. Бог — Спаситель и Победитель приходит судить вселенную по Своей святости и народы по правде. Но почему же земля должна ликовать от Его прихода? Почему не страшиться и не трепетать от ужаса? Потому что Божья беспристрастность особенная, это не беспристрастность автоматическая, для которой все одинаково чужды... Божий суд — это суд любви и Он не смотрит на лица, не делит людей на своих и чужих, потому что в Его любви есть место всем, все для Него свои.
Должен ли быть страшен в таком случае Его суд? Не должен, но может... Ведь страшно отказаться от такой любви, закрыться от неё и не ответить взаимностью. Страшно не полюбить так, как призывает Господь, страшно оказаться недостойным. И всё же важно помнить, что судит Бог не за результат, ведь иначе все погибли, а за процесс, за устремление, за борьбу, в которой есть место надежде. Он, несомненно, Судия, но желающий не погубить, а спасти.







