Стихотворная молитва — особый жанр русской поэзии. К нему не раз обращались в своём творчестве самые известные наши сочинители — Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Бунин, Ахматова, Брюсов, Блок. По большому счёту, русская поэзия началась с молитвы — творческие опыты древних стихотворцев являли собой не что иное, как обращение человека к Богу. Яркий тому пример — один из первых русских поэтов, иеромонах Симеон Полоцкий, живший в 17-м веке. Он стал автором «Псалтири рифмотворной» — поэтического переложения на русский язык библейской книги псалмов. Произведениями Симеона Полоцкого открывается литературная антология «Молитвы русских поэтов» — сборник, в который вошли произведения 130-ти авторов, начиная с 17-го века и заканчивая началом ХХ-го столетия.
Поэты нередко художественно осмысливали канонические церковные молитвенные тексты. К примеру, знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов, вдохновлённый Псалтирью, написал стихотворение «Подражание 17-му псалму» — «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя: К Тебе, мой Бог великий, вечный, \ Желанья все мои парят, \ Сквозь тьму и бездну бесконечны, \ Где миллионы звезд горят \ И где, крутясь, миры в пучинах\ Твое величество гласят: \ Велик Господь, велик и свят \ Вещей в началах и кончинах!».
Многие поэты в стихотворных молитвах выражали глубоко личные, сокровенные мысли и чувства, обращались к Богу с просьбами. Как, например, Фёдор Тютчев в стихотворении, названном по первой строке — «Пошли, Господь, Свою отраду...»: «Пошли, Господь, свою отраду \ Тому, кто в летний жар и зной \ Как бедный нищий мимо саду \ Бредёт по жаркой мостовой....». Литературоведы отмечают несколько смыслов в этом простом по форме, но глубоком по содержанию поэтическом произведении. На первый взгляд, стихотворец взывает к Богу с мольбой облегчить судьбу обездоленного ближнего. В то же время, обращение поэта можно расценивать как просьбу ниспослать веру всем, кто ею обделён, и потому испытывает душевные муки.
Другое стихотворение, которое так и называется — «Молитва» — написал Пётр Ершов, которого все мы знаем как автора знаменитого «Конька-Горбунка». Самые искренние порывы души вложил он в проникновенные строки: «Услышь, Христе, моё моленье! \ К рабу заблудшему приди! \ Из бездны мрака и забвенья \ Меня во свет твой приведи! \ Возжги во мне светильник веры, \ Надежду крепкую пролей, \ И душу хладную без меры \ Святой любовию согрей!».
Согласно знаменитой Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова), молитва — это возношение ума и сердца к Богу, проявляющееся в благоговейном слове. Именно такие стихотворные обращения к Творцу, полные радости и душевной боли, надежд и сомнений, любви и трепета, выраженные в прекрасной поэтической форме, найдём мы на страницах литературной антологии «Молитвы русских поэтов».
Все выпуски программы Литературный навигатор
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







