Стихотворная молитва — особый жанр русской поэзии. К нему не раз обращались в своём творчестве самые известные наши сочинители — Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Бунин, Ахматова, Брюсов, Блок. По большому счёту, русская поэзия началась с молитвы — творческие опыты древних стихотворцев являли собой не что иное, как обращение человека к Богу. Яркий тому пример — один из первых русских поэтов, иеромонах Симеон Полоцкий, живший в 17-м веке. Он стал автором «Псалтири рифмотворной» — поэтического переложения на русский язык библейской книги псалмов. Произведениями Симеона Полоцкого открывается литературная антология «Молитвы русских поэтов» — сборник, в который вошли произведения 130-ти авторов, начиная с 17-го века и заканчивая началом ХХ-го столетия.
Поэты нередко художественно осмысливали канонические церковные молитвенные тексты. К примеру, знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов, вдохновлённый Псалтирью, написал стихотворение «Подражание 17-му псалму» — «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя: К Тебе, мой Бог великий, вечный, \ Желанья все мои парят, \ Сквозь тьму и бездну бесконечны, \ Где миллионы звезд горят \ И где, крутясь, миры в пучинах\ Твое величество гласят: \ Велик Господь, велик и свят \ Вещей в началах и кончинах!».
Многие поэты в стихотворных молитвах выражали глубоко личные, сокровенные мысли и чувства, обращались к Богу с просьбами. Как, например, Фёдор Тютчев в стихотворении, названном по первой строке — «Пошли, Господь, Свою отраду...»: «Пошли, Господь, свою отраду \ Тому, кто в летний жар и зной \ Как бедный нищий мимо саду \ Бредёт по жаркой мостовой....». Литературоведы отмечают несколько смыслов в этом простом по форме, но глубоком по содержанию поэтическом произведении. На первый взгляд, стихотворец взывает к Богу с мольбой облегчить судьбу обездоленного ближнего. В то же время, обращение поэта можно расценивать как просьбу ниспослать веру всем, кто ею обделён, и потому испытывает душевные муки.
Другое стихотворение, которое так и называется — «Молитва» — написал Пётр Ершов, которого все мы знаем как автора знаменитого «Конька-Горбунка». Самые искренние порывы души вложил он в проникновенные строки: «Услышь, Христе, моё моленье! \ К рабу заблудшему приди! \ Из бездны мрака и забвенья \ Меня во свет твой приведи! \ Возжги во мне светильник веры, \ Надежду крепкую пролей, \ И душу хладную без меры \ Святой любовию согрей!».
Согласно знаменитой Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова), молитва — это возношение ума и сердца к Богу, проявляющееся в благоговейном слове. Именно такие стихотворные обращения к Творцу, полные радости и душевной боли, надежд и сомнений, любви и трепета, выраженные в прекрасной поэтической форме, найдём мы на страницах литературной антологии «Молитвы русских поэтов».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Силуан Афонский. Цитата 1
Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна.
17 ноября. О том, как правильно молиться о наследственных делах

В 12-й главе Евангелия от Луки есть слова, обращённые ко Христу: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство».
О том, как правильно молиться о наследственных делах — протоиерей Илья Кочуров.
Мы можем молиться Богу и просить Его и о наших повседневных нуждах. Во время богослужения мы молимся и о благорастворении воздухов, и о изобилии плодов земных. Наследство, которое получает человек, тоже является неким земным благом. И если оно используется на благо, то оно является само по себе тоже благом.
Конечно, можно молиться и о наследственных делах, если речь идёт о том, что человек просит Господа, чтобы ему помочь избежать или как-то перенести с небольшой потерей духовной и материальной какие-то наследственные издержки. Если же речь идёт о том, что человек хочет отнять у кого-то наследство, или вырвать у кого-то, или там устроить какой-то ненормальный делёж, то, конечно, о таких, скажем, неблаговидных нравственных деяниях мы, конечно, не молимся.
Мы молимся так: «Да будет воля Твоя». И если Господь подаёт человеку какое-то благо, а чаще всего наследство — это что-то такое, что человек сам не заработал, то это надо принимать с благодарностью, использовать его в том числе и на дела милосердия, на благоукрашение храмов, на помощь ближним.
И вот в таком случае, если всё это идёт именно благим путём, конечно, мы можем просить Господа о том, чтобы Он помог и благословил это деяние.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 ноября. О взаимной любви паствы и апостолов

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас».
О взаимной любви паствы и апостолов — священник Алексей Дудин.
Апостолы несли первым христианам веру и любовь. Они были для них как бы духовными родителями во Христе Иисусе. Здесь является самое главное и самое важное родство.
Ведь мы знаем, что родной по плоти человек может и обмануть, и предать, может забыть тебя. Но родной по духу — не обманет и не забудет никогда.
И эта любовь, это родство как раз и воспевается в этом месте Священного Писания об этой любви и со стороны апостолов, и со стороны тех людей, которые через свидетельство апостольское приняли самого Христа, приняли самого Бога.
Здесь говорится, дай Бог, чтобы это наше духовное родство в наших храмах чувствовалось как можно чаще и, проникая духовными корнями в нашу Церковь, становилось той самой закваской, которая объединяет нас в единую духовную семью.
Все выпуски программы Актуальная тема







