
Стихотворная молитва — особый жанр русской поэзии. К нему не раз обращались в своём творчестве самые известные наши сочинители — Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Бунин, Ахматова, Брюсов, Блок. По большому счёту, русская поэзия началась с молитвы — творческие опыты древних стихотворцев являли собой не что иное, как обращение человека к Богу. Яркий тому пример — один из первых русских поэтов, иеромонах Симеон Полоцкий, живший в 17-м веке. Он стал автором «Псалтири рифмотворной» — поэтического переложения на русский язык библейской книги псалмов. Произведениями Симеона Полоцкого открывается литературная антология «Молитвы русских поэтов» — сборник, в который вошли произведения 130-ти авторов, начиная с 17-го века и заканчивая началом ХХ-го столетия.
Поэты нередко художественно осмысливали канонические церковные молитвенные тексты. К примеру, знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов, вдохновлённый Псалтирью, написал стихотворение «Подражание 17-му псалму» — «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя: К Тебе, мой Бог великий, вечный, \ Желанья все мои парят, \ Сквозь тьму и бездну бесконечны, \ Где миллионы звезд горят \ И где, крутясь, миры в пучинах\ Твое величество гласят: \ Велик Господь, велик и свят \ Вещей в началах и кончинах!».
Многие поэты в стихотворных молитвах выражали глубоко личные, сокровенные мысли и чувства, обращались к Богу с просьбами. Как, например, Фёдор Тютчев в стихотворении, названном по первой строке — «Пошли, Господь, Свою отраду...»: «Пошли, Господь, свою отраду \ Тому, кто в летний жар и зной \ Как бедный нищий мимо саду \ Бредёт по жаркой мостовой....». Литературоведы отмечают несколько смыслов в этом простом по форме, но глубоком по содержанию поэтическом произведении. На первый взгляд, стихотворец взывает к Богу с мольбой облегчить судьбу обездоленного ближнего. В то же время, обращение поэта можно расценивать как просьбу ниспослать веру всем, кто ею обделён, и потому испытывает душевные муки.
Другое стихотворение, которое так и называется — «Молитва» — написал Пётр Ершов, которого все мы знаем как автора знаменитого «Конька-Горбунка». Самые искренние порывы души вложил он в проникновенные строки: «Услышь, Христе, моё моленье! \ К рабу заблудшему приди! \ Из бездны мрака и забвенья \ Меня во свет твой приведи! \ Возжги во мне светильник веры, \ Надежду крепкую пролей, \ И душу хладную без меры \ Святой любовию согрей!».
Согласно знаменитой Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова), молитва — это возношение ума и сердца к Богу, проявляющееся в благоговейном слове. Именно такие стихотворные обращения к Творцу, полные радости и душевной боли, надежд и сомнений, любви и трепета, выраженные в прекрасной поэтической форме, найдём мы на страницах литературной антологии «Молитвы русских поэтов».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.