«Как трудно сосредоточиться и помолиться!» Такие слова нередко можно услышать от тех, кто много лет ходит в храм, искренне исповедуется, благоговейно причащается. Почему молитва — живое общение с Живым Богом, разговор с Нашим Небесным Отцом — становится подчас непосильной ношей? Священники обычно называют несколько причин. Одна из них, на мой взгляд, заслуживает особенного внимания.
Речь идёт о том случае, когда молитва превращается только в набор слов, которые положено прочитать. Нередко внутреннее обязательство прочитать определённые молитвы превращает беседу с Богом в «бубнёжку». В подобной ситуации сердце остаётся холодным, а ум рассеянным. По сути не понимаешь, о чём говоришь с Господом. Убедился в этом на собственном опыте.
Очень хочется молиться по-другому, по-настоящему, от сердца! Но как оживить молитву? Мне кажется, я нашёл руководство к действию. Сначала нашёл в словах святого 20 века — старца Паисия Святогорца. Он говорил так: «Сначала боль другого человека нужно сделать своей болью, а после этого совершать сердечную молитву».
А потом я немало размышлял по поводу того, как чужую боль сделать своей, как руководство к действию сделать самим действием. И однажды меня осенило, как...
Было жаркое лето. Я шёл вдоль оживлённой автомобильной трассы и увидел дорожно-транспортное происшествие — столкнулись две машины. Включены аварийные сигналы, водители в состоянии шока, пытаются понять случившееся и ждут сотрудников ДПС. Сколько страха и напряжения они пережили! Сколько ещё им придётся всего перетерпеть!
И вспомнилось мне, как много лет назад, зимой, я сам попал в аварию. Повреждения у автомобилей были незначительные, пострадавших не было, а место происшествия находилось в 100 метрах от поста дорожно-транспортной службы. Тем не менее ждать сотрудников ДПС пришлось три часа. А потом ещё три часа ушло на оформление протоколов. Я потратил столько сил и времени, что до сих пор, как вспоминаю, снова становится обидно!
И тут чужая боль стала моей! Я почувствовал, как было тяжело тем водителям в жару посреди раскалённого асфальта ждать оформления ДТП. И захотелось помолиться, чтобы Бог дал им сил и терпения. Тогда же подумалось, что временами молитвой дня могут быть твои собственные слова к Богу о таких вот водителях, попавших в аварию. А молитвой другого дня могут стать твои искренние просьбы, чтобы водители, которые выехали сегодня, сохраняли мир в душе, чтобы их дорога была без пробок и происшествий...
«Одна добрая, сердечная молитва обладает силой большей, чем тысячи слов», — говорил старец Паисий Святогорец. А святой 19 века святитель Феофан Затворник словно заранее разъяснял эти слова: «Главное в молитве — чувство к Богу из сердца. Слова молитвы при сём, какие подберутся. Чувство к Богу и без слов есть молитва». В тот жаркий день на обочине автодороги я познал радость такой молитвы!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов