«Величествен и грустен был позор пустынных вод, лесов, долин и гор». Неужели автор этих строк, поэт XIX века Евгений Баратынский, осуждал природу? Конечно же, нет. Дело в том, что слово «позор» ещё в начале XIX века означало «открытое место». Хотя и выставляли иногда на позор преступников, то есть на всеобщее обозрение, но слово не имело такого негативного смысла, как сейчас. Что же произошло? Изменилось значение! И данное явление не единично. Вот, например, не всегда любимое школьниками слово урок. Сегодня — это время для занятий с учителем. В древности же, во времена княгини Ольги, уроком называли размер дани, которую брали с подданных.
Давно ли вы встречали гостей? А вот в древнем Новгороде гостем называли героя былин Садко. Странно, ведь Садко в своём родном городе не гостил, а жил... Всё потому, что так именовали купцов. Потому и строили гостиные дворы — для торговли купеческой.
Многие библейские выражения мы понимаем немного иначе, чем наши предки. Например, словом «поприще» мы называем жизненный путь, сферу деятельности. В Евангелии от Матфея в Нагорной проповеди Христа есть такая фраза: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Однако данное слово означало старинную меру длины. Поприще — это примерно 750 метров. Часто такое расстояние проходил пахарь за плугом от одного края поля до другого. Не здесь ли кроется ещё один смысл, который мы утеряли? То есть пройти с кем-то поприще — значит вспахать с ним часть поля.
Изменило обиходный смысл и существительное «прелесть». Вернее, произошло разветвление на духовное и светское понимание этого слова. В духовных книгах оно значит соблазн, самоообман, заблуждение, а в нашем современном литературном языке — нечто красивое и приятное. Например, прелестный рассказ, прелестный ребёнок.
В XXI веке продолжают появляться слова с изменённым или дополнительным смыслом, например, современные люди не думают, что «кликать» — означает кото-то звать. И если сто лет назад «декретом» называли правовой акт, то теперь это отпуск по уходу за ребёнком.
Так, в нашем языке продолжается появление новых определений для понятий, за которым мы можем с удивлением и восхищением наблюдать.
Все выпуски программы: Сила слова
- Какие птицы свили гнёзда в русских пословицах и поговорках
- Упрощается или усложняется наш язык
- Несколько слов о Да и Нет
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











