
«Величествен и грустен был позор пустынных вод, лесов, долин и гор». Неужели автор этих строк, поэт XIX века Евгений Баратынский, осуждал природу? Конечно же, нет. Дело в том, что слово «позор» ещё в начале XIX века означало «открытое место». Хотя и выставляли иногда на позор преступников, то есть на всеобщее обозрение, но слово не имело такого негативного смысла, как сейчас. Что же произошло? Изменилось значение! И данное явление не единично. Вот, например, не всегда любимое школьниками слово урок. Сегодня — это время для занятий с учителем. В древности же, во времена княгини Ольги, уроком называли размер дани, которую брали с подданных.
Давно ли вы встречали гостей? А вот в древнем Новгороде гостем называли героя былин Садко. Странно, ведь Садко в своём родном городе не гостил, а жил... Всё потому, что так именовали купцов. Потому и строили гостиные дворы — для торговли купеческой.
Многие библейские выражения мы понимаем немного иначе, чем наши предки. Например, словом «поприще» мы называем жизненный путь, сферу деятельности. В Евангелии от Матфея в Нагорной проповеди Христа есть такая фраза: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Однако данное слово означало старинную меру длины. Поприще — это примерно 750 метров. Часто такое расстояние проходил пахарь за плугом от одного края поля до другого. Не здесь ли кроется ещё один смысл, который мы утеряли? То есть пройти с кем-то поприще — значит вспахать с ним часть поля.
Изменило обиходный смысл и существительное «прелесть». Вернее, произошло разветвление на духовное и светское понимание этого слова. В духовных книгах оно значит соблазн, самоообман, заблуждение, а в нашем современном литературном языке — нечто красивое и приятное. Например, прелестный рассказ, прелестный ребёнок.
В XXI веке продолжают появляться слова с изменённым или дополнительным смыслом, например, современные люди не думают, что «кликать» — означает кото-то звать. И если сто лет назад «декретом» называли правовой акт, то теперь это отпуск по уходу за ребёнком.
Так, в нашем языке продолжается появление новых определений для понятий, за которым мы можем с удивлением и восхищением наблюдать.
Все выпуски программы: Сила слова
- Как появились анекдоты и зачем они нужны
- Используем ли мы сегодня старославянский язык
- Есть ли у языка начальник и можно ли контролировать развитие языка
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 75. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
30 июля. О духовном и историческом значении Крещения Руси

28 июля, в День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил торжественный молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
По окончании молебна Предстоятель Русской православной Церкви говорил о духовном и историческом значении Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.
Сила Владимирова Крещения подтверждается и тем, с какой злобой — есть такое слово: остервенение, — пытаются враги разрушить созданное им, князем Владимиром, духовное единство нашего народа. Иначе не было бы столь яростных ударов по церкви, стремления разорвать ткань нашей истории, подменить истину ложью, а братство народов Святой Руси — враждой, отчуждением и даже военными действиями.
Христианство в истории Европы всегда шло рядом с государственностью. Государство, которое пренебрегает духовным основанием, разрушает само себя. Русская государственность зиждется на христианском фундаменте так же, как и европейская. Но мы, в отличие от современных европейцев, не боимся говорить об этом сегодня, в день Крещения Руси.
На иконах князя Владимира мы видим крест и меч. Меч — знак власти и силы, символ государства. Но если он поднимается не для защиты веры, не для защиты народа и отечества, то легко может превратиться в орудие убийства.
Верю, что каждый из нас — наследник равноапостольного князя Владимира, соучастник его духовного преображения. И пусть эта память укрепит нас в верности Христу, в любви к ближним, в преданности Святой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июля. О помощи Божьей в искушениях

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил».
О помощи Божьей в искушениях — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем эти слова святого апостола Павла, мы должны помнить о том, что Господь прежде прошения нашего знает любую нашу нужду.
И в Скитском патерике есть такая история: преподобный Антоний Великий был искушаем бесами и, победив их, спросил у явившегося ему Господа, а где же Тот был, когда преподобного искушали бесы? На что Господь ему сказал: «Я был здесь, рядом с тобой».
И святой апостол Павел напоминает нам об этом как раз, что Господь не даёт испытаний выше сил, выше меры.
Если мы бываем обуреваемы искушениями, то должны помолиться Богу, попросить Его помощи с верой и надеждой. И Господь непременно подаст нам эту помощь, укрепит нас, вдохновит нас и подаст силы к дальнейшему шествию по пути христианской жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема