Имя Филиппа, одного из двенадцати учеников Христа, упоминается на страницах Священного писания всего в нескольких эпизодах. Из рассказа евангелиста Иоанна известно, что Филипп привёл к Иисусу апостола Нафанаила, а позднее – неких эллинов, пожелавших увидеть Спасителя. С Филиппом Христос беседовал о том, как накормить пять тысяч человек, перед совершением чуда умножения хлеба и рыбы. Во время Тайной Вечери Филипп просит Господа показать ученикам Бога Отца.
Этой информации учёным было недостаточно, чтобы признать апостола Филиппа реальным историческим персонажем. Тем более, что до недавнего времени научное сообщество не располагало артефактами, которые могли бы подтвердить его существование. Однако, в 2011 году итальянский профессор Франческо Д'Андрия сделал сенсационное заявление. По словам учёного, работавшая под его руководством группа археологов во время раскопок древнего города Иераполиса в западной части Турции обнаружила гробницу апостола Филиппа.
Комментарий эксперта:
Следует заметить, что для итальянских исследователей находка на раскопках Иераполиса не была неожиданной – к обнаружению могилы апостола Филиппа они шли больше пятидесяти лет. Впервые вопрос о проведении раскопок на восточном холме современного турецкого города Денизли поставил профессор Туринского политехнического института Паоло Верзоне ещё в 1957 году. В своих изысканиях профессор опирался на церковное предание, которое сохранило сведения, что апостол Филипп проповедовал Евангелие в Малой Азии и был распят и похоронен в Иераполисе. В ходе изысканий, предпринятых Паоло Верзоне, был обнаружен шедевр византийской архитектуры пятого века–церковь, построенная из золотистого камня травертина. Удивителен проект этого здания – восьмиугольник, вписанный в квадрат. Профессор Верзоне был уверен, что храм построили на месте мученической кончины апостола, и надеялся обнаружить могилу святого. Но поиски зашли в тупик, а в дальнейшем были заморожены по указанию турецких властей.
Возобновились археологические работы в начале третьего тысячелетия, и оказались успешными! Потревожив грунт в сорока метрах от восьмигранного храма, учёные обнаружили скопление искусно обработанных блоков из травертина и мрамора. Под завалами археологи нашли треугольный фронтон погребального сооружения первого века. Орнамент и элементы декора – виноградная лоза, рыбы и чаши, указывали на то, что гробница принадлежит христианину. На одной из плит сохранилась надпись на греческом языке «Бог помнит обо мне». И хотя не нашлось безусловных подтверждений, что здесь похоронен именно апостол Филипп, итальянские учёные настаивали, что это так и есть.
Между тем, новость о находке в Иераполисе неожиданным образом отозвались на другом конце земного шара. Гробницу, обнаруженную экспедицией профессора Франческо Д'Андрия, узнали в изображении на одном из своих экспонатов сотрудники американского музея города Ричмонда!
Комментарий эксперта:
Музей Ричмонда в начале двадцатого века приобрёл у частного коллекционера византийскую бронзовую печать пятого столетия с изображением апостола Филиппа. В подлинности этого артефакта учёные не сомневались, а вот предлагаемый древним художником сюжет вызывал недоумение. Апостол изображен на штампе раздающим хлеб. Фигура святого помещена между двух зданий. В граненых очертаниях правого здания исследователи без труда узнали восьмиугольную конструкцию храма, обнаруженного в 1957 году профессором Верзоне. А вот сооружение, изображенное слева от апостола, долгое время не поддавалось идентификации. Каково же было торжество учёных, когда выяснилось, что треугольный фронтон гробницы, представленной профессором Д'Андрия как место захоронения святого Филиппа, полностью повторяет рисунок на печати в американском музее!
Итальянские учёные предположили, что восьмигранная базилика была построена в пятом веке на месте мученической кончины святого Филиппа, а часовня с треугольным фронтоном сооружена над могилой апостола. Вокруг святынь располагались здания, предназначенные для паломников – раскопки этих сооружений ведутся и поныне. Вероятнее всего, в Иераполисе в пятом-седьмом веках действовал монастырь, посвящённый одному из самых близких учеников Христа. И византийская печать, хранящаяся в американском музее, почти с фотографической точностью представила центральный ансамбль этой обители.
У специалистов остается ещё много вопросов. Однако, никто не станет утверждать, что апостол Филипп – выдуманный персонаж. Евангелие правдиво, и археологические исследования в очередной раз это подтвердили.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов