
Фото: PxHere
Иногда во время службы я думаю о том, что несколько веков назад наши предки вот так же стояли в храмах, и точно так же, как и мы, молились. Службы проходили на том же языке — церковнославянском. Одеяния служителей церкви, росписи на стенах, иконы, убранство храмов — всё было почти таким же. И точно так же в конце службы хор пел «Многолетие»— особую молитву, гимн, в которой содержится пожелание многих лет жизни святейшему патриарху, Отечеству, предстоятелю местной епархии, отцу-настоятелю храма или монастыря, всему приходу и всем христианам.
Традиция петь многолетие в завершение службы пришла к нам из Византии в десятом веке, вместе с церковным уставом. Позднее, в восемнадцатом веке, в «Многолетие»стали поминать ещё и императорскую семью — государя с супругой и наследниками престола, а также членов Священного Синода. Так было до революции.
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем, как оно звучит в православных храмах в наши дни.
Молитва начинается словами: «Великого господина и отца нашего Кирилла, святейшего патриарха Московского и Вся Руси...». Далее упоминается имя правящего архиерея — предстоятеля епархии, епископа.
Послушаем этот фрагмент в исполнении хора Орского Иверского женского монастыря:
Далее следует такой текст: «...богохранимую страну нашу Российскую, настоятеля, братию и прихожан святого храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета».
Если «Многолетие» поётся в монастыре, то хор упоминает своего настоятеля — то есть игумена святой обители — и братию. По-церковнославянски это звучит так: «всечестна́го игумена с бра́тией святы́я оби́тели сия́». Послушаем вторую часть песнопения:
Получается, что «Многолетие» — своеобразная «визитная карточка» той или иной епархии — то есть церковного округа. В каждом — свой, особенный текст, хотя основа — всегда одна. Проходят года и десятилетия, меняются церковные иерархи. Кто знает, возможно, сегодня, когда вы слушаете эту программу, уже ушли в историю имена людей, о которых поют сёстры Орского Иверского женского монастыря. В любом случае, молитвенная память о них продолжается.
Давайте вместе послушаем «Многолетие» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема