 
					
Русским Афоном называют в народе Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Острова, покрытые густым лесом, высокие скалы, сосны, озёра и тишина — такой русскую монашескую республику в 1905 году увидел двадцатичетырёхлетний студент Санкт-Петербургской духовной академии Иван Федченков. Через несколько лет он примет монашеский постриг с именем Вениамин, позже станет епископом, проповедником, миссионером и духовным писателем. Студенческий очерк о поездке на Валаам стал его первым опубликованным произведением. Он вышел на страницах журнала «Странник» спустя год после паломнического путешествия — в 1906-м. Свои путевые заметки будущий митрополит Вениамин назвал «На северный Афон. Записки студента-паломника на Валаам». Под этим же названием произведение множество раз с тех пор переиздавалось.
Литературные критики уже после первого издания заметили писательский талант владыки. Его художественный стиль называли живым, выразительным и непосредственным, словно одновременно пишет солидный богослов, свободно цитирующий святоотеческие творения, и жизнерадостный мальчишка, который радуется каждой мелочи — ручейку, камешку, дереву. Жанровые сцены и бытовые зарисовки в тексте митрополита Вениамина (Федченкова) соседствуют с глубокими размышлениями. Прекрасно удаются автору литературные портреты героев — паломников и монахов, с которыми ему довелось встретиться на Валааме. Так, например, он описывает одного из валаамских иноков — гребца, который вёз его на лодке в Иоанно-Предтеченский скит. Владыка Вениамин пишет, как смотрел на его окладистую русскую бороду, простое открытое лицо и широкие кисти рук, спокойно и крепко удерживающие тяжёлые вёсла. Автор рассказывает короткую и простую историю этого инока. Прежде он был офицером. Не раз приезжал гостить на Валаам, пока, наконец, с благословения родителей не остался здесь совсем. «Здесь он чувствует себя так, как чувствуют почти все иноки: всем доволен и благодарит Бога», — пишет митрополит Вениамин (Федченков).
Рассказывает он и о том, как беседовал в монастыре с одним молодым послушником — сыном обеспеченных родителей, образованным человеком, талантливым пианистом. Эта встреча вдохновила автора на рассуждения о том, что у человека всего может быть много: и богатства, и образования, и эстетики; однако человек ясно чувствует, что это далеко не всё, что чего-то ещё, более важного, не хватает. Вот и этот инок, в миру музыкант, живя на Валааме, несёт послушание на кухне — чистит картошку и рыбу. И ощущает себя счастливым, потому что трудится для Бога.
О службах в монастырских храмах, о протяжном и проникновенном пении валаамских монахов, о том, как каждый день живут, молятся и трудятся они, отрезанные от остального мира широкими водами Ладоги, увлекательно и подробно рассказал митрополит Вениамин (Федченков) в свое книге «На северный Афон. Записки студента-паломника на Валаам». И словно построил для каждого из читателей мост, по которому в одно мгновение можно перенестись в чудесный мир Валаамского монастыря.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Аистиный остров

Фото: PxHere
Жил-был в одном селе красивый, ладный парень по имени Емил, который очень уж работать не любил.
Женился он на самой красивой и работящей девушке, но и тогда не исправился. Отец пашет и сеет, мать стряпает, молодая жена с огородом управляется, а Емил целыми днями без дела по селу слоняется. Вернётся домой к ночи — жена плачет, мать вздыхает, отец бранится.
— Надоели мне ваши попрёки, — сказал им однажды Емил. — Ухожу я от вас в город Салоники, там жизнь веселее.
Сказано — сделано. Добрался парень до Салоник и нанялся на корабль матросом. Но однажды в море случилась страшная буря, и судно затонуло. В последний момент Емилу удалось ухватиться за большую доску. Вполз он на неё, руками-ногами вцепился, и не помнил, сколько дней его по волнам носило, пока не выбросило на незнакомый остров.
Взобрался Емил на высокую гору, и, к великой радости, увидел вдали крестьянские дома, дороги, поля распаханные. Как на крыльях помчался он с горы в село!
Окружили его там люди и заговорили между собой:
— Глядите-ка, каким ветром лентяя Емила к нам занесло?
— Родные по нему все глаза проплакали, а он здесь...
— Откуда вы знаете меня? — изумился Емил. — И почему по-болгарски так хорошо говорите?
— Не узнаешь нас? Мы — аисты из твоей родной деревни, и всю вашу жизнь как на ладони видим. Знаем, что ты работать не любишь, с родными бранишься...
— Где же тогда у вас крылья? — не поверил Емил.
И узнал, что на этом острове из-под скалы текут два чудесных источника. Каждую весну люди-аисты окунаются в первый ручей, оборачиваются птицами и летят в Болгарию. А с наступлением зимы снова возвращаются на остров, купаются во втором ручье, превращаются в людей, и такое же хозяйство ведут.
— Я тоже готов аистом обернуться, лишь бы домой попасть, — попросил Емил.
Только теперь он понял, как дороги для него родное село, отец с матерью, ласковая жена. Поскорее бы их увидеть, да во всём повиниться!
— В Болгарии сейчас зима, — сказали люди-аисты. — Но как же с тобой быть? Семью ты не ценишь, в поле работать не хочешь... Для наших детей ты плохой пример.
— Я исправлюсь, только не прогоняйте меня! — взмолился парень.
Стал Емил жить на аистином острове. По весне люди-аисты дружно направились к скале с расщелиной, и он вместе с ними искупался в ручье и превратился в аиста. Но перед вылетом набрал воды из второго источника и повесил кувшинчик себе на шею.
А когда аисты прилетели в его родное село, обрызгался Емил человечьей водой, и принял свой прежний облик. Вот радости было, что он наконец-то домой вернулся! Как будто подменили парня — работящим стал, уважительным.
В селе и прежде аистов любили, а после случая с Емилом и вовсе за родню стали почитать. И вы тоже их не обижайте!
(по мотивам болгарской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Собор Иоанна Предтечи (Керчь)
 
                                    
Многие туристы, приезжая в Керчь, первым делом спешат увидеть одну из главных её достопримечательностей — Большую Митридатскую лестницу. Поднявшись, они с высоты смотрят на самый древний город России. Керчи, по мнению историков, не менее двух с половиной тысяч лет! Когда-то на месте современного города находился античный греческий полис Пантикапей — столица Боспорского царства. На одном из склонов горы Митридат можно увидеть открытые археологами остатки его былого величия — руины домов, хозяйственных строений и языческих храмов. Но есть в Керчи ещё одна очень древняя достопримечательность, которая не просто прекрасно сохранилась до наших дней, но и продолжает выполнять своё изначальное предназначение. Это керченский Кафедральный собор пророка Иоанна Предтечи. С горы Митридат, кстати, храм замечательно видно — он стоит почти на самом берегу, прямо за ним простираются воды Керченского пролива и виднеется в морской дымке Крымский мост.
По мнению историков и археологов, Предтеченский храм появился здесь в начале 8-го столетия от Рождества Христова, когда Керчь ещё была частью Византийской империи. Керченский Собор Иоанна Предтечи представляет собой яркий образец византийской храмовой архитектуры — характерная кладка из чередующихся в определённом порядке рядов белых и красных камней и плоский полусферический черепичный купол. Имена строителей до нас не дошли, а вот автором внутренней росписи некоторые специалисты считают самого Феофана Грека. В частности, этого мнения придерживался искусствовед Игорь Грабарь. Это значит, что фрески храм приобрёл не сразу, а только в 14-м столетии. Именно в это время жил прославленный иконописец. Фрагменты фресок, очень небольшие, сохранились до сегодняшнего дня. Входишь в храм и спускаешься в прохладе и полумраке вниз по ступенькам — за века культурный слой увеличился и пол собора оказался на несколько метров ниже уровня земли. Оглядываешься по сторонам и вот — то тут, то там, на стенах и сводах проступают фигуры, а кое-где и лики. Алтарную часть обрамляют древние колонны. Увы, в советские годы этот древнейший храм, как и многие другие, оказался закрыт. Вокруг него развернулся рыбный рынок. Только в конце 40-х годов ХХ века собор признали памятником древней архитектуры, а в 60-х капитально отреставрировали, придав аутентичный облик. И вот он перед нами — свидетель византийского правления, хазарского царствования и османского владычества. Богослужения в соборе возобновились в начале 1990-х и сегодня в нём можно помолиться.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Нижний Новгород. Храм Собора Пресвятой Богородицы

Фото: Pavel Neznanov / Unsplash
Рождественская улица — одна из самых красивых в Нижнем Новгороде. Она ведёт от Благовещенского монастыря к Нижегородскому кремлю вдоль Нижне-Волжской набережной. В середине этого пути стоит старинная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Её построил в начале восемнадцатого века купец Григорий Строганов. По фамилии мецената в народе храм получил название Строгановский. Здание великолепное! Белокаменная резьба щедро покрывает стены снаружи и внутри. Можно часами рассматривать виноградные грозди, цветы, ракушки, переплетённые узорными завитками. Пятиглавие храма украшено по подобию московского храма Василия Блаженного на Красной площади, разноцветные купола увенчаны ажурными коваными крестами. Примечательна также колокольня Строгановской церкви. Здесь ещё в восемнадцатом веке были установлены часы-куранты. К ним приложил руку сам Иван Кулибин — известный механик-изобретатель, прозванный «нижегородским Архимедом». После революции 1917 года часы были демонтированы. Храм безбожники постановили снести. Однако настоятель, отец Сергий Вейсов, убедил чиновников в исторической значимости здания, и под старинными сводами разместили музей. А в 1993 году в храме Собора Пресвятой Богородицы вновь зазвучала молитва. На богослужения в Строгановскую церковь приезжают верующие со всех концов Нижнего Новгорода.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM



 
 



