
Русским Афоном называют в народе Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Острова, покрытые густым лесом, высокие скалы, сосны, озёра и тишина — такой русскую монашескую республику в 1905 году увидел двадцатичетырёхлетний студент Санкт-Петербургской духовной академии Иван Федченков. Через несколько лет он примет монашеский постриг с именем Вениамин, позже станет епископом, проповедником, миссионером и духовным писателем. Студенческий очерк о поездке на Валаам стал его первым опубликованным произведением. Он вышел на страницах журнала «Странник» спустя год после паломнического путешествия — в 1906-м. Свои путевые заметки будущий митрополит Вениамин назвал «На северный Афон. Записки студента-паломника на Валаам». Под этим же названием произведение множество раз с тех пор переиздавалось.
Литературные критики уже после первого издания заметили писательский талант владыки. Его художественный стиль называли живым, выразительным и непосредственным, словно одновременно пишет солидный богослов, свободно цитирующий святоотеческие творения, и жизнерадостный мальчишка, который радуется каждой мелочи — ручейку, камешку, дереву. Жанровые сцены и бытовые зарисовки в тексте митрополита Вениамина (Федченкова) соседствуют с глубокими размышлениями. Прекрасно удаются автору литературные портреты героев — паломников и монахов, с которыми ему довелось встретиться на Валааме. Так, например, он описывает одного из валаамских иноков — гребца, который вёз его на лодке в Иоанно-Предтеченский скит. Владыка Вениамин пишет, как смотрел на его окладистую русскую бороду, простое открытое лицо и широкие кисти рук, спокойно и крепко удерживающие тяжёлые вёсла. Автор рассказывает короткую и простую историю этого инока. Прежде он был офицером. Не раз приезжал гостить на Валаам, пока, наконец, с благословения родителей не остался здесь совсем. «Здесь он чувствует себя так, как чувствуют почти все иноки: всем доволен и благодарит Бога», — пишет митрополит Вениамин (Федченков).
Рассказывает он и о том, как беседовал в монастыре с одним молодым послушником — сыном обеспеченных родителей, образованным человеком, талантливым пианистом. Эта встреча вдохновила автора на рассуждения о том, что у человека всего может быть много: и богатства, и образования, и эстетики; однако человек ясно чувствует, что это далеко не всё, что чего-то ещё, более важного, не хватает. Вот и этот инок, в миру музыкант, живя на Валааме, несёт послушание на кухне — чистит картошку и рыбу. И ощущает себя счастливым, потому что трудится для Бога.
О службах в монастырских храмах, о протяжном и проникновенном пении валаамских монахов, о том, как каждый день живут, молятся и трудятся они, отрезанные от остального мира широкими водами Ладоги, увлекательно и подробно рассказал митрополит Вениамин (Федченков) в свое книге «На северный Афон. Записки студента-паломника на Валаам». И словно построил для каждого из читателей мост, по которому в одно мгновение можно перенестись в чудесный мир Валаамского монастыря.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья