
Фото: Vladan Bjelic / Unsplash
29 июня 1737 года у Георгия Данилова, причетника Троицкой церкви села Чашниково близ Москвы, родился сын. Мальчика окрестили и назвали Петром. Здоровье у младенца было хорошее. Вот только засыпал он с трудом. Ни колыбельные, ни укачивание не помогали. Однажды мать, Татьяна Ивановна, вложила ему в ладошку крестик, который висел раньше на колыбели. Младенец крепко зажал его в крошечной ручке и... тут же уснул! Татьяна Ивановна рассказала об этом случае мужу. И осторожно предположила: уж не знак ли это того, что их чадо изберёт в жизни путь служения Богу? Материнское сердце чутко. Так впоследствии и произойдёт. Пётр станет монахом и примет в постриге имя Платон. Он будет московским митрополитом, учёным-богословом, учителем Закона Божия наследника Российского престола, будущего императора Павла I.
А пока ребёнок рос — здоровым и умным. Как только Петя начал говорить, родители стали учить его молитвам. Мальчик впитывал слово Божие и трёх лет от роду уже мог по памяти вместе с отцом и матерью читать некоторые молитвы и псалмы.
Благим примером называл митрополит Платон жизнь своих родителей. Георгий Данилович и Татьяна Ивановна были небогаты, но всегда, когда была возможность, щедро раздавали милостыню, помогали родственникам и соседям, если те оказывались в затруднительном положении. Петя с ранних лет видел перед собой родительский пример христианского милосердия.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, отец стал обучать его грамоте. Георгий Данилович и Татьяна Ивановна удивлялись тому, как легко их сын схватывает премудрость чтения. Часослов и Псалтырь Петя освоил намного быстрее, чем его сверстники, и скоро уже мог помогать отцу в храме. Церковное служение приносило Петру большую радость. Мальчик даже стал складывать стихи, посвящённые Богу.
Со временем, видя необыкновенные успехи сына, отец решил определить его в духовное училище при московской Заиконоспасской славяно-греко-латинской академии. Трижды секретариат академии отклонял прошение. Причиной тому было правило, по которому дети церковнослужителей должны были обучаться в той епархии, где служили их родители. Георгий Данилович, недавно рукоположенный во иерея, принадлежал к коломенскому духовенству. А значит, и сына должен был определить в Коломенское духовное училище, а не в Москву. Но когда отец Георгий принёс бумаги в четвёртый раз, секретарь сказал: «Вижу, ты настоящий отец! Добро, примем твоего сына. И поскольку священник ты небогатый, возьмём его на казённый счёт». Так Петя стал студентом. Отец и мать радовались его успехам. Ради сына они готовы были во всём себе отказывать и покупали ему дорогие книги, необходимые для учёбы. В Академии Пётр получил фамилию Левшин — студенты духовных учебных заведений в те годы часто звались и после выпуска так, как нарекало их академическое начальство. Биографы владыки Платона затрудняются сказать, почему именно такая фамилия за ним закрепилась. Но именно под ней он станет известен как митрополит Московский и Коломенский, один из величайших умов Отечества, создатель первого труда по Церковной истории. И просто — смиренный сын своих родителей, как часто говорил он о себе.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О подвиге Праведной Снандулии Персидской

Сегодня 16 ноября. Церковь чтит память Праведной Снандулии Персидской, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Святая праведная Снандулия жила в Персии и исповедовала Господа нашего Иисуса Христа. Во время гонения на христиан более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме казнены.
Саму Снандулию не арестовали, она была мирянкой, а целью гонений были аресты клириков, священников, диаконов, монашествующих. Царь Сапор полагал стратегически, что, арестовывая духовенство, он таким образом обезглавит Церковь. И церковная община, не имея иерархического возглавления, закончит своё существование естественным образом. Если некому совершать таинства, если некому рукополагать священников, то Церковь физически не сможет существовать.
Вот Снандулия, избежав ареста, узнала дату казни всех арестованных и организовала пышную трапезу. И каждому, кто приходил на эту трапезу, она дарила белоснежную одежду.
И в день казни, когда всех мучеников обезглавили, святая праведная Снандулия смогла выкрасть святые мощи этих мучеников и захоронить их, спася их тем самым от поругания и надругательств.
Все выпуски программы Актуальная тема







