
Фото: Vladan Bjelic / Unsplash
29 июня 1737 года у Георгия Данилова, причетника Троицкой церкви села Чашниково близ Москвы, родился сын. Мальчика окрестили и назвали Петром. Здоровье у младенца было хорошее. Вот только засыпал он с трудом. Ни колыбельные, ни укачивание не помогали. Однажды мать, Татьяна Ивановна, вложила ему в ладошку крестик, который висел раньше на колыбели. Младенец крепко зажал его в крошечной ручке и... тут же уснул! Татьяна Ивановна рассказала об этом случае мужу. И осторожно предположила: уж не знак ли это того, что их чадо изберёт в жизни путь служения Богу? Материнское сердце чутко. Так впоследствии и произойдёт. Пётр станет монахом и примет в постриге имя Платон. Он будет московским митрополитом, учёным-богословом, учителем Закона Божия наследника Российского престола, будущего императора Павла I.
А пока ребёнок рос — здоровым и умным. Как только Петя начал говорить, родители стали учить его молитвам. Мальчик впитывал слово Божие и трёх лет от роду уже мог по памяти вместе с отцом и матерью читать некоторые молитвы и псалмы.
Благим примером называл митрополит Платон жизнь своих родителей. Георгий Данилович и Татьяна Ивановна были небогаты, но всегда, когда была возможность, щедро раздавали милостыню, помогали родственникам и соседям, если те оказывались в затруднительном положении. Петя с ранних лет видел перед собой родительский пример христианского милосердия.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, отец стал обучать его грамоте. Георгий Данилович и Татьяна Ивановна удивлялись тому, как легко их сын схватывает премудрость чтения. Часослов и Псалтырь Петя освоил намного быстрее, чем его сверстники, и скоро уже мог помогать отцу в храме. Церковное служение приносило Петру большую радость. Мальчик даже стал складывать стихи, посвящённые Богу.
Со временем, видя необыкновенные успехи сына, отец решил определить его в духовное училище при московской Заиконоспасской славяно-греко-латинской академии. Трижды секретариат академии отклонял прошение. Причиной тому было правило, по которому дети церковнослужителей должны были обучаться в той епархии, где служили их родители. Георгий Данилович, недавно рукоположенный во иерея, принадлежал к коломенскому духовенству. А значит, и сына должен был определить в Коломенское духовное училище, а не в Москву. Но когда отец Георгий принёс бумаги в четвёртый раз, секретарь сказал: «Вижу, ты настоящий отец! Добро, примем твоего сына. И поскольку священник ты небогатый, возьмём его на казённый счёт». Так Петя стал студентом. Отец и мать радовались его успехам. Ради сына они готовы были во всём себе отказывать и покупали ему дорогие книги, необходимые для учёбы. В Академии Пётр получил фамилию Левшин — студенты духовных учебных заведений в те годы часто звались и после выпуска так, как нарекало их академическое начальство. Биографы владыки Платона затрудняются сказать, почему именно такая фамилия за ним закрепилась. Но именно под ней он станет известен как митрополит Московский и Коломенский, один из величайших умов Отечества, создатель первого труда по Церковной истории. И просто — смиренный сын своих родителей, как часто говорил он о себе.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
31 июля. Об отношении к еде

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Об отношении к еде — священник Александр Сапунов.
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Видишь ли, как он от частного предмета перешёл в получение к общему и преподал нам превосходное правило — прославлять Бога во всём». Свидетель говорит нам о том, что всякое наше действие должно быть прославлено Светом Христовым и строиться вокруг Его личности, особенно когда это касается простых и элементарных вещей, таких как питание.
Ведь, дорогие слушатели, призваны мы апостолом Павлом осознавать, что жизнь — это дар, за который мы должны прославлять нашего Творца в наших делах и в каждом нашем мгновении.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О личности богослова Василия Бажанова

Сегодня 31 июля. В этот день в 1883 году отошёл ко Господу доктор богословия, императорский духовник, протопресвитер Василий Бажанов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот замечательный священник с энциклопедическим кругозором, знаток, как это водилось, древних и новых языков, богослов, незаурядный преподаватель, был духовником последовательно Николая Павловича I, Александра Николаевича II и Александра Александровича III. А стало быть, трудами отца Василия Бажанова созидался внутренний мир трёх помазанников божьих.
Его учебник об обязанностях христианина, специально написанный для государя Александра Николаевича, будущего императора, стал самым популярным пособием как в духовных, так и в светских учебных заведениях. А значит, уже не только монархи, но сотни и тысячи русских людей впитывали в себя основы христианского благочестия по труду, занявшему своё место в системе российского образования.
На его средства была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства. Может быть, не столько на средства, сколько по его инициативе, но и взносы протопресвитера Василия в это заведение, несомненно, поступали.
Помолимся об упокоении души этого русского священнослужителя и пожелаем современным клирикам Московской патриархии набирать тот духовный вес и ту молитвенную сосредоточенность. В наш турбулентный век смешения и брожения умов люди такого статуса, и не просто статуса, но такой духовной мощи, конечно же, очень нужны для выработки в нашем самосознании устойчивости, преданности небесному Отечеству и бескорыстного служения Отечеству земному.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О святости преподобного Памвы Нитрийского

Сегодня 31 июля. День памяти преподобного Памвы пустынника, Нитрийского, жившего в четвертом веке и взявшего на себя подвиг безмолвия.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
Подвиг молчальничества, подвиг воздержания от слов порой воспринимается искусственно. Монах берёт и даёт обет — зарок — не говорить сколько-то лет, не общаться. Однако здесь речь не идёт о том, что если кто-то попросит помощи, подсказки, то монах должен сказать: «Ой, у меня табличка, я не могу говорить». А речь идёт о том, чтобы ценить каждое слово.
Преподобный Памва, который жил в отдалённой Нитрийской пустыне — то есть, с одной стороны, не так далеко от Александрии, а с другой стороны, уже далеко от источников, от оазисов, там, где сложно подвизаться, и там, куда не приходят паломники, жаждущие наставления. Тем не менее, конечно, и до него добирались, зная о его праведной жизни, монахи, которые пытались задать ему какой-то вопрос.
Но преподобный Памва ни в коем случае им не отказывал. Просто он мог по нескольку месяцев размышлять над вопросом, и если человек дожидался или приходил вновь, обязательно ему давал ответ.
Поэтому точно так же не нужно брать и лицемерить, и бросаться: с одной стороны, всегда объяснять и подсказывать, если ты что-то знаешь. Но и не нужно, с другой стороны, брать и лицемерить, и говорить: «Ой, я такой бедный, недостойный», — а внутри думать: «Ой, какой я смиренный и совершенный, никому ничего не советую».
Если ты можешь человеку подсказать, то просто подожди, подумай, поразмысли, порасспрашивай его, и, возможно, ты ему сам не дашь ответа, но подскажешь, куда человеку пойти, к кому обратиться, чтобы он смог ответ на свой духовный вопрос получить.
Все выпуски программы Актуальная тема