Ночь была ясной и теплой. Днепр дышал свежестью. Луна светила так ярко, что силуэты лошадей были вычерчены на фоне поляны, как будто прорисованы Углем на лоскуте бересты. Пастухи отдыхали у костра. Старый конюх Родион дремал, разморённый сытным ужином — князь Ярослав заботился о том, чтобы рабы жили в довольстве. Иван — мальчишка лет пятнадцати, смотрел на звёзды и тихо шевелил губами — ему так хотелось поделиться мыслями, которые давно тревожили его.
Иван:
Дядька Родя, а вот скажи — правильно, что князь Владимир Русь крестил? Али прежняя вера лучше была?
Родион:
Ну, ты, Ивашка, спросил. Да нешто я, старый конюх, супротив князя рассуждать стану? Раз так велено — так, значит, и лучше нам. Хотя, правду сказать, мне Христово учение сразу по сердцу пришлось. «Возлюби ближнего, как самого себя» — такого я прежде не слыхал. Ради этих слов я и принял Крещение. Был Радомиром — стал Родионом. Говорят, мученик был такой в древнее время. В честь него меня и назвали.
Иван:
А я вот и не знал другой веры, но все-таки мне невдомёк, как это Христос — и Бог, и человек одновременно? Разве такое может быть?
Родион:
Я, Ивашка, в тонкостях вероучения не сведущ. Помню только, как вера Христова старого князя изменила. Был Владимир жесток — стал милостив. Да и нынешний, Ярослав, людей не обижает, грех жаловаться. Недаром его Мудрым зовут. А церкву-то какую они справили в нашем Берестове! Стоишь на молитве, и не чуешь — на земле ты, на небе ли. В ней, кстати, чудный чернец служит — Иларион. Коли тебя сомнения мучают, ты с ним поделись. Он разъяснит, он ученый! Говорят, в Византии наукам обучался. И сердце у него чуткое, доброе.
Иван:
Не тот ли это Иларион, что здесь неподалёку, на берегу Днепра, пещерку вырыл, да от княжеских хором туда молиться уходит?
Родион:
Он, точно, он! Ты поговори с ним, Ивашка.
Не прошло и года, как Иларион — иеромонах княжеской церкви села Берестово, что близ Киев-града, стал митрополитом. Это был первый архипастырь на Руси не из греков, а из своих, из русских. Князь Ярослав Мудрый сам просил скромного чернеца принять в управление молодую Церковь. И тот, как ни любил уединённую молитву, не смог отказать.
Когда Иларион впервые совершал богослужение в роли Предстоятеля в Киеве, в новом Софийском соборе, Ивашка стоял среди народа и ругал себя. Так он и не поговорил с монахом, когда тот подвизался в пещерке на берегу Днепра. Теперь-то разве станет он слушать? Вон какой важный!
Иларион вышел к амвону и обратился к собранию: «Братья и сёстры!». Речь его лилась неспешно и плавно. Услышав о законе, который Господь дал иудеям через пророка Моисея и о благодати, дарованной Христом всем народам, Иван вновь встревожился — так кем же был Иисус, Богом или человеком? И тут Иларион, словно услышав сомнения юноши, стал говорить о том, что Христос «как человек повит был пеленами — и как Бог волхвов звездою вел. Как человек пришел креститься — и как Бога устрашившись Его, Иордан обратился вспять. Как человек пришел на брак в Кану Галилейскую — и как Бог воду в вино претворил. Как человек Лазаря оплакал — и как Бог воскресил его из мёртвых. Как человек во гроб положен был — и как Бог ад разрушил и души освободил». «Кто столь великий, как Бог наш? Поистине Он Бог, творящий чудеса!», — сердце пастушка ликовало, откликаясь на речь учёного монаха, Киевского митрополита Илариона.
Этот эпизод определил судьбу Ивана. Он нашел на берегу Днепра ту самую пещеру, в которой прежде подвизался Иларион, и встретил там другого чернеца, Антония. Став учеником этого монаха, он принял постриг. На месте пещеры вырос монастырь, ставший позднее известным, как Киево-Печерская лавра. В его стенах Иван постигал грамоту, переписывая Священное писание и труды святых отцов. И одним из самых любимых его произведений было «Слово о законе и благодати» — та самая проповедь, которую произнес митрополит Иларион на богослужении в Софийском соборе.
Это слово прошло сквозь века. Оно и поныне остаётся живым исповеданием православной веры, сокрушающим сомнение.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема