1 cентября отмечается всемирный день мира. Люди — сколько себя помнят — всегда провозглашали ценность мира. Римские императоры провозглашали, что их власть обеспечивает их подданным мир, pax Romana, основанный на справедливых законах; «Миру – мир!» возвещали огромные плакаты в советскую эпоху. Однако вся история человечества — это история войн и конфликтов, и, включив телевизор, вы обязательно услышите о том, что где-то опять идет война. Государства воюют между собой, сражаются в гражданских войнах. Даже там, где не грохочут выстрелы и не льется кровь, нет мира: конкуренты стараются разорить друг друга, коллеги занимаются подсиживанием и даже в семьях близкие люди скандалят между собой.
Некоторые философы говорили, что война является естественным состоянием человека, что животная борьба за существование продолжается во взаимоотношениях рас, народов и отдельных личностей. Однако, с точки зрения большинства людей, такое положение дел является глубоко недолжным. В человеческой природе есть какая-то странность: люди понимают, что ведут себя неправильно, и при этом каким-то непреодолимым образом продолжают себя так вести. Люди мечтают о мире — и без конца воюют; жаждут любви — и ненавидят друг друга; возмущаются обманом — и без конца лгут.
Церковь объясняет этот разрыв между тем, что мы сами сознаем как должное, и тем, как мы поступаем, первородным грехом. Мы созданы для мира, но через грех впали в состояние постоянной войны. Мы стали врагами Богу, друг другу, мирозданию и самим себе.
Блаженный Августин говорит, обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Грех заявляет, что мы принадлежим кому-то другому. Иногда люди говорят, что принадлежат самим себе. Мы не создали сами себя; мы также не являемся творениями политических вождей или великих идей. Мы созданы Богом, и только Он имеет на нас законное право.
Пока мы посвящаем свою жизнь кому-то или чему-то другому, будь то наши эгоистические желания или очередная борьба за счастье всего человечества, мы находимся в трагическом разладе с реальностью. Мы находимся в состоянии упорного мятежа, который оборачивается бесконечной войной всех со всеми.
В европейских языках слово «мир» означает «отсутствие войны»; но семитское слово «шолом», которое, очевидно, произнес Спаситель, значит больше — не столько отсутствие конфликтов и смуты, сколько присутствие Божьего благословения, полнота жизни.
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди











