Знаменитый герой Ильфа и Петрова Остап Бендер мечтал уехать в Рио-де-Жанейро. Русский писатель Мирослав Гришин, работая морским агентом, долгое время жил в этом любимом городе литературного охотника за стульями и... мечтал о России. Сбежав однажды от яркого солнца и вечного карнавала, он вернулся на родину и отправился пешком странствовать по святым местам. Паломнического и просто жизненного опыта за это время накопилось столько, что Мирослав почувствовал необходимость делиться своими впечатлениями и мыслями с другими. Так на литературном небосклоне появился талантливый самобытный писатель, чьи рассказы, лаконичные, доходчивые и при этом мудрые, сразу же по достоинству оценили. Очередной сборник Мирослава Гришина под названием «Слёзы», как и предыдущие его книги, читатели встретили с теплом.
Грустное заглавие, однако, не задаёт тона всей книге. Да и в одноимённом рассказе, открывающем сборник, слёзы скорее радостные, чем печальные. Слёзы некогда сильного, властного и грубого человека — Анатолия, мэра некоего городка. Герой рассказа, чувствуя себя всемогущим, привык унижать и оскорблять окружающих и однажды ни за что ни про что обидел священника. А потом в одночасье в жизни Анатолия всё круто переменилось. И злоба вдруг ушла, и пришло раскаяние — со слезами...
Незатейливый сюжет — возможно, скажет кто-то. И Мирослав Гришин вряд ли станет возражать. Писать тексты надо просто, — считает автор. И следует своему убеждению. Рассказы в сборнике «Слёзы» действительно очень просты и по сюжету, и по стилистике, но, кажется, именно этим и сильны. Можно, к примеру, долго и витиевато рассуждать на темы катарсиса и духовного пробуждения. А можно просто рассказать о молодой бродяжке, встреченной по пути в Дивеево, девушке, выискивающей деньги на алкоголь и наркотики, в глазах которой загорается надежда, когда она вдруг узнаёт, что есть такой святой — Серафим Саровский. Что он и сегодня по молитвам творит чудеса и может помочь и ей порвать с дурной жизнью и обрести настоящее счастье. Это всего лишь один из эпизодов рассказа «Поездка в Дивеево», а сколько ещё подобных историй можно встретить на страницах книги!
Пожалуй, один из самых ярких образов сборника — трёхлетний малыш из рассказа «Храм в Люберцах», изо всех сил карабкающийся во время службы по каменному подножию большого Распятия — символической Голгофе — к ногам Спасителя, чтобы поцеловать их. Малыш соскальзывает, падает, но не отступает от своей цели, снова и снова взбираясь на подножие. На этого ребёнка удивительно похожи и другие, взрослые, герои Мирослава Гришина — на своём пути к Богу они оступаются, порой падают, но не отчаиваются и находят силы подняться и продолжить путь. И «Слёзы» льют только от радости...
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница