
Фото: PxHere
24 августа 1898 года глава Министерства иностранных дел Российской Империи, граф Николай Муравьёв направил послам зарубежных государств, которые имели официальное представительство в Петербурге, очень важный документ. Это было предложение об организации международной конференции по вопросам разоружения и сохранения мира. Главным инициатором конференции был император Николай Второй. По его словам, такой формат встречи мог бы стать «добрым предзнаменованием для грядущего века». Представители государств, откликнувшиеся на призыв Николая II, собрались 18 мая 1899 года в голландском городе Гааге. Так состоялась Первая Гаагская мирная конференция.
Россия подняла остро назревший вопрос о создании общеевропейской системы безопасности не случайно. На рубеже XIX-XX-го веков многие страны втянулись в гонку вооружений. Ведущие державы готовились к переделу мира путём вооружённых конфликтов, создавая угрозу для других стран и вынуждая их, в свою очередь, наращивать вооружения. Огромные военные расходы тяжким бременем ложились на экономику государств, не давали развиваться другим важным отраслям, таким как здравоохранение, образование. Новые и новые виды оружия становились всё более смертоносными и угрожали жестокими, кровавыми, беспощадными войнами. На этом фоне Российская Империя оказалась единственной державой, открыто выступившей против нарастающей военной угрозы. «Охранение всеобщего мира... — таков ныне высший долг для всех государств», — писал российский министр иностранных дел Муравьев, приглашая страны к участию в конференции.
Не все страны с энтузиазмом восприняли предложение Николая Второго. И всё же на конференции в Гааге собралось 26 государств Европы, Азии и Америки, включая основных игроков — Великобританию, Францию, Германию, США, Японию, Турцию. Российскую делегацию возглавил посол России в Великобритании, барон Егор Стааль. Его избрали президентом конференции, что подтверждало статус Российской Империи на международной арене. Обсуждения длились больше двух месяцев. К сожалению, гонку вооружений тогда не удалось ни остановить, ни даже ограничить. И всё же по итогам Гаагской мирной конференции стороны достигли очень важных соглашений. Так, например, были приняты конвенции «О мирном решении международных столкновений» и «О законах и обычаях сухопутной войны». Странам-участницам удалось согласовать несколько деклараций, в которых, к примеру, налагался запрет на применение в военных конфликтах снарядов с удушающим газом, запрещалось метать взрывчатые вещества с воздуха.
По итогам конференции в Гааге заработал Международный арбитражный суд. Заключительный акт в день закрытия конференции подписали представители всех 26 стран-участниц. А вот принятые постановления требовалось ратифицировать. И, как выяснилось впоследствии, далеко не все государства сделали это. Тем не менее, Гаагская мирная конференция собиралась повторно — в 1907 году. Как и прежде, на ней председательствовала Россия. В третий раз страны-участницы договорились встретиться в 1915-м. Но не получилось — началась Первая Мировая война... Боролись за мир, а начали воевать — столь горькое стечение обстоятельств, однако, не означало, что мирные инициативы Николая Второго оказались напрасными. Современные учёные считают, что российский император смотрел далеко вперёд, и что основы нынешнего международно-правового регулирования были заложены именно Николаем Вторым — тогда, в 1899-м году. Как отметил современный историк Юрий Саямов, русская инициатива намного предвосхитила свое время. И если бы Запад всерьёз прислушался тогда к России, человечеству не пришлось бы пройти через тяжёлые испытания мировых войн.
Все выпуски программы Открываем историю
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











