
Фото: PxHere
24 августа 1898 года глава Министерства иностранных дел Российской Империи, граф Николай Муравьёв направил послам зарубежных государств, которые имели официальное представительство в Петербурге, очень важный документ. Это было предложение об организации международной конференции по вопросам разоружения и сохранения мира. Главным инициатором конференции был император Николай Второй. По его словам, такой формат встречи мог бы стать «добрым предзнаменованием для грядущего века». Представители государств, откликнувшиеся на призыв Николая II, собрались 18 мая 1899 года в голландском городе Гааге. Так состоялась Первая Гаагская мирная конференция.
Россия подняла остро назревший вопрос о создании общеевропейской системы безопасности не случайно. На рубеже XIX-XX-го веков многие страны втянулись в гонку вооружений. Ведущие державы готовились к переделу мира путём вооружённых конфликтов, создавая угрозу для других стран и вынуждая их, в свою очередь, наращивать вооружения. Огромные военные расходы тяжким бременем ложились на экономику государств, не давали развиваться другим важным отраслям, таким как здравоохранение, образование. Новые и новые виды оружия становились всё более смертоносными и угрожали жестокими, кровавыми, беспощадными войнами. На этом фоне Российская Империя оказалась единственной державой, открыто выступившей против нарастающей военной угрозы. «Охранение всеобщего мира... — таков ныне высший долг для всех государств», — писал российский министр иностранных дел Муравьев, приглашая страны к участию в конференции.
Не все страны с энтузиазмом восприняли предложение Николая Второго. И всё же на конференции в Гааге собралось 26 государств Европы, Азии и Америки, включая основных игроков — Великобританию, Францию, Германию, США, Японию, Турцию. Российскую делегацию возглавил посол России в Великобритании, барон Егор Стааль. Его избрали президентом конференции, что подтверждало статус Российской Империи на международной арене. Обсуждения длились больше двух месяцев. К сожалению, гонку вооружений тогда не удалось ни остановить, ни даже ограничить. И всё же по итогам Гаагской мирной конференции стороны достигли очень важных соглашений. Так, например, были приняты конвенции «О мирном решении международных столкновений» и «О законах и обычаях сухопутной войны». Странам-участницам удалось согласовать несколько деклараций, в которых, к примеру, налагался запрет на применение в военных конфликтах снарядов с удушающим газом, запрещалось метать взрывчатые вещества с воздуха.
По итогам конференции в Гааге заработал Международный арбитражный суд. Заключительный акт в день закрытия конференции подписали представители всех 26 стран-участниц. А вот принятые постановления требовалось ратифицировать. И, как выяснилось впоследствии, далеко не все государства сделали это. Тем не менее, Гаагская мирная конференция собиралась повторно — в 1907 году. Как и прежде, на ней председательствовала Россия. В третий раз страны-участницы договорились встретиться в 1915-м. Но не получилось — началась Первая Мировая война... Боролись за мир, а начали воевать — столь горькое стечение обстоятельств, однако, не означало, что мирные инициативы Николая Второго оказались напрасными. Современные учёные считают, что российский император смотрел далеко вперёд, и что основы нынешнего международно-правового регулирования были заложены именно Николаем Вторым — тогда, в 1899-м году. Как отметил современный историк Юрий Саямов, русская инициатива намного предвосхитила свое время. И если бы Запад всерьёз прислушался тогда к России, человечеству не пришлось бы пройти через тяжёлые испытания мировых войн.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни, служении и миссионерских трудах святителя Николая Японского. Как в Японии появилась и развивалась русская духовная миссия и как трудами святителя Николая распространялось православие.
Все выпуски программы Исторический час