Встречи с дорогими людьми, с которыми мы давно не виделись, всегда хранят в себе ощущение какой-то тайны. Накануне этих событий мы вспоминаем о совместном прошлом: как появились мы в жизни друг друга, что нас связывало, насколько тёплыми были отношения и… как же так случилось, что разошлись мы на такой длительный срок. Собираясь на эти встречи, несмотря на то, что знакомы с этими людьми уже давно, мы точно знаем: скоро на нас свалится лавина из новостей, рассказов, воспоминаний… И нам, прямо-таки, не терпится узнать, что же произошло за традиционные «сколько лет, сколько зим» с нашими близкими.
Одновременно с догадками, как изменился объект этой нашей предстоящей встречи, мы думаем и о том, что же мы расскажем о себе. По полочкам раскладываем свои победы, поражения, достижения, неудачи. Рассказы о детях кладём в отдельное место. Работу – в отдельное…В общем, скраиваем своё лоскутное одеяло жизненных историй.
И вот – наступает момент икс. Долю секунды мы всматриваемся друг в друга, ищем знакомые черты, и явно видим тот неминуемый отпечаток времени, который десятилетиями скрывается за зеркальным отражением нашей монотонной повседневности. Мы разглядываем друг на друге одежду, изменение фигуры, лица и, так и не успев понять, что этим человеком потеряно и что найдено, бросаемся к нему в дружеские объятия, и начинается бесконечный сбивчивый поток историй: «А у меня!», «А ты?», «А я!»… И так проходит час, затем второй, третий. Кажется, столько уже друг другу рассказали, но тут вспоминается ещё что-то и ещё. А, между тем, встреча подходит к концу. И досадное ощущение скоротечности времени сводит обоих к одной и той же фразе «Так и не поговорили».
На прощание, как правило, звучит традиционное взаимное: «Не пропадай больше. Звони!». Но снова проходит день, второй. А потом года и десятилетия. Как один миг. И, вновь, спустя время, за которое опять столько всего произошло, мы собираемся на другую встречу со своими далёкими близкими людьми. Мы испытываем всё те же чувства любопытства, догадок. Приветствуем друг друга так же тепло. Только вот фраза «Так и не поговорили» с каждой новой встречей звучит всё тише и всё грустнее. А обещания не пропадать воспринимается всеми как приставка к обязательному «До свидания». Потому что мы знаем: момент новой встречи снова будет отложен надолго. А может быть, и не наступит больше. Совсем.
И здесь есть своя закономерность. Нам никогда не хватит времени вдоволь насладиться общением друг с другом: бытность густо окружает нас обстоятельствами и делами. Но в этом есть и два больших плюса. Первый в том, что мы подсознательно можем чувствовать конечность длинных календарных лет, а второй – в том, что Бог наделил нас возможностью ощущать любовь, минуя все расстояния и года.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.