
«Великий постриг» Михаил Нестеров, 1898 г.. Русский музей. Санкт-Петербург
— Признаюсь вам, Маргарита Константиновна, что картина Михаила Нестерова «Великий постриг» для меня — загадка. Бывая здесь, в Русском музее Санкт-Петербурга, я всякий раз подолгу стою перед этим полотном, но так и не смог до конца проникнуть в его тайну.
— Тайну? Как интересно, Андрей Борисович! А что именно вас так озадачило?
— А вот, взгляните. Деревянные срубы небольшого монастырского поселения, вереница женщин идёт крестным ходом к храму. Одна из них, совсем молодая, готовится принять постриг. Её под руки ведут пожилые инокини. Изображение как будто простое, но искусствоведы трактуют его двояко. Одни видят в этой картине восхваление женского монашества, а другие, напротив, утверждают, что художник выразил в ней печаль об утраченных надеждах юной постриженицы на семейное счастье. И я для себя не могу решить, кто из них прав. А вы как думаете, Маргарита Константиновна?
— Я думаю, что не стоит ставить выбор так категорично. Михаил Нестеров — художник правдивый и тонко чувствующий, в его картинах жизнь отражается во всей глубине. Когда я вижу картину «Великий постриг», в душе у меня начинает звучать органный хорал Баха. Чередование на полотне стройных фигур в чёрных одеждах и белых берез создаёт тот же торжественный ритм, что присущ музыке великого композитора. А тихая красота северной природы сродни возвышенной мелодии. Она торжественна и строга, что полностью соответствует теме картины. Ведь монашеский постриг — это отречение от суеты и увеселений ради сосредоточения ума и сердца на Боге.
— Совершенно с вами согласен, Маргарита Константиновна. Но стоит вспомнить, что картина «Великий постриг» венчает цикл, созданный по мотивам романов Андрея Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». В этих произведениях описан быт старообрядцев, в том числе и жизнь в глухих монашеских скитах. И не историю ли одной из героинь этого повествования — девицы Флёнушки, представил художник? Она выросла в скиту, но призвания к монашеству не чувствовала, и постриг приняла под давлением матери.
— Вполне возможно, образ Флёнушки нашел отражение в картине «Великий постриг». Но я бы не стала утверждать, что эта девушка утратила счастье, став монахиней Филагрией. Приняв постриг, Флёна со свойственной ей горячностью отсекла прошлую жизнь и стала выстраивать новую. У Мельникова-Печерского я не нашла ясного ответа на вопрос, что происходило у Фленушки в душе. Но верю, что центром этой новой жизни стало богообщение, в котором постриженица нашла и утешение, и радость.
— Пожалуй, и Михаил Нестеров так трактовал образ Флёнушки в своей работе.
— Мне кажется, в героинях картины художник видел не столько персонажей романа Мельникова-Печерского, сколько аллегорию души, которая ищет утешения в Боге. Может быть, даже его собственной души. Этому способствовали личные обстоятельства.
— Обстоятельства?
— Да, можно сказать, неожиданный жизненный поворот. Михаил Нестеров, как вы знаете, потерял любимую жену в юности, через год после свадьбы, и много лет прожил вдовцом. А в 1897 году он вновь полюбил. Женщина, обозначенная в дневниках художника инициалами Л.П, стала для него самым близким человеком. Это было созвучие душ. Влюбленные назначили срок свадьбы. Но в последний момент невеста неожиданно отказалась. Сказала, что рядом с ней Михаил Васильевич не сможет раскрыться как художник. Для Нестерова это был удар. Он едва оправился. И прийти в себя, пережить горе, ему как раз помогло создание картины «Великий постриг». Он начал её сразу после болезненного разрыва и закончил год спустя, в 1898-ом.
— Нашел утешение в работе...
— Искусство для Михаила Нестерова было не просто работой, а формой служения Богу, сотворчеством с Ним. И картина «Великий постриг» — тому подтверждение. Это целомудренный рассказ о том, как душа вытягивается в струнку, горит свечой в присутствии Творца. О том, что она готова отказаться от развлечений, чтобы не потерять тихий свет благодати. Стоишь перед полотном — и на сердце становится мирно.
— Верно — всякое смятение в душе утихает перед полотном «Великий постриг». Может быть, потому я так часто и прихожу сюда, в Русский музей, чтобы увидеть эту картину. И благодатное чувство, которое она дарит, — ключ к разгадке той тайны, что меня томила. Произведение Михаила Нестерова говорит нам о том, что монашество — это один из путей к Богу.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер