
Фото: Mateus Campos Felipe/Unsplash
Екатеринбуржца Михаила Иванова называли человеком, который не умел говорить «нет». Владелец магазинов и один из самых известных на Урале золотопромышленников, Михаил Иванович не считал предпринимательскую деятельность главным делом своей жизни. Благотворительность — вот, что было основным. Иванова не останавливали затраты в десятки тысяч рублей, когда людям, попавшим в трудные обстоятельства, требовалась помощь.
Михаил Иванович родился в Симбирской губернии, в простой крестьянской семье. В Екатеринбург перебрался к тридцати годам и занялся торговлей — открыл булочную и кондитерский магазин. Эти заведения пользовались популярностью у покупателей, дела шли бойко, и Иванов постепенно расширил сферу своей деятельности — построил бакалейный магазин, в котором продавались не только российские, но и заграничные товары, в том числе японские, что в 1870-ом году было большой редкостью. Потом деятельный Михаил Иванович заинтересовался добычей золота — сам принимал участие в его поисках и настолько преуспел, что к началу 20-ого века владел двадцатью приисками.
В то время он уже был известным общественным деятелем: состоял депутатом городской Думы, входил в различные комитеты и комиссии. А потому хорошо знал, кому в городе требуется помощь, какие учреждения нуждаются в поддержке. И первым значительным деянием Иванова, стало основание Дома трудолюбия для тех, кто по разным причинам потерял жильё и работу. Михаил Иванович подарил трудолюбцам здание и до конца жизни содержал их, регулярно жертвуя тысячи рублей.
Когда в Екатеринбурге начали строить женское епархиальное училище Иванов перечислил ему солидную сумму и долгое время опекал самых бедных воспитанниц. Образцовая школа при Архиерейском доме каждый год получала от благотворителя материальную помощь. Учащиеся церковно-приходских школ и школ грамотности Екатеринбургской епархии ни в чём не знали нужды, благодаря щедрой руке и доброму сердцу Михаила Ивановича. А будучи старостой церкви при женской гимназии, он полностью профинансировал ремонт этого храма.
Благотворитель считал своим святым долгом оказывать помощь церквям и монастырям. Особым вниманием он окружил екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь. За свой счет возвёл на его территории церковь во имя Всех Святых. А двумя годами ранее — в 1900-ом — монастырь получил в дар от Иванова новый каменный двухэтажный корпус. В здании открыли больницу и богадельню. Сёстры обители в благодарность преподнесли Михаилу Ивановичу икону Тихвинской Божией Матери в шитой золотом ризе, украшенной уральскими самоцветами. Для Иванова это был один из самых драгоценных и значимых подарков в жизни.
Часто бывая по делам в Тюмени Иванов обратил внимание на обветшавшую Знаменскую церковь и взялся за её восстановление, вложив в реставрацию 55 000 рублей. Когда работы были завершены, городская дума вынесла Михаилу Ивановичу благодарность. Но жители Тюмени посчитали, что этого слишком мало. Местное общественное управление послало ходатайство в Петербург и вскоре по высочайшему соизволению государя Иванову присвоили звание Почётного гражданина города Тюмени.
В последние годы жизни Михаил Иванович отошёл от дел, передав бразды правления предприятиями своему сыну и занимался исключительно благотворительностью. По приглашению Иванова Екатеринбург посетил святой и праведный Иоанн Кронштадтский. Высокий гость прибыл в город летом 1905-ого года, прожил несколько дней в доме благотворителя и совершил богослужение в Ново-Тихвинском монастыре, которому Михаил Иванович помогал всю свою жизнь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер