Когда я вспоминаю талантливых поэтов послевоенной эпохи, — особенно из тех, кто много писал, обильно издавался (и поощрялся властями) — то обычно (и прежде всего) задаю себе каверзный вопрос: что уцелело из их наследства для наших дней?
Затем, поразмыслив, я робко пробую воссоздать духовно-личностные черты этих стихотворцев, которые, как правило, не были религиозны, — но иногда, подспудно, совсем не сознавая того, служили Господу — какой-то частью своего дарования...
К 1946-му году у тридцатилетнего Михаила Дудина вышло шесть стихотворных сборников, пять из которых были изданы в годы Великой Отечественной войны. Как и «незнаменитую», Финскую, он прошел её — «от и до»...
И вот, в послепобедном 1946-ом, закалённый этими двумя войнами, лейтенант и поэт Дудин пишет стихотворение «Стареют ясные слова...», — где смело говорит о воображаемых путях и перепутьях своей молодой души.
«...А я люблю, когда пути / Курятся в снежной замяти, / А я один люблю брести / По темным тропам памяти. // За тем, что выдумать не мог, / О чем душа не грезила. / И если есть на свете бог, / То это ты — Поэзия».
...Спустя полвека, в начале 1990-х, Михаил Александрович Дудин, Герой соцтруда и депутат Верховного Совета, друг писателей и автор почти ста книг, наконец — горячий интернационалист, с трудом переживший распад страны, — сложил свою последнюю книгу стихов «Дорогой крови по дороге к Богу»:
В седой пыли изношенной земли,
Со всеми вместе и с приказом в ногу,
Меня слова спасения вели
Дорогой крови по дороге к Богу.
И о погибших пересохшим ртом
С какою-то неведомою силой
«О мёртвых мы поговорим потом», —
Я говорил над свежею могилой...
Таковы были слова ищущего поэта. Увы, он не успел увидеть ту книгу изданной.
Строка «О мёртвых мы поговорим потом» — это цитата из самого себя, из Дудина полувековой давности. Я — поясню.
...В одну из ранних военных книг, — о которых упомянуто в начале программы, — вошли, прославившие Михаила Дудина, гениальные «Соловьи» — стихотворение о бойце, умирающем на поле боя под невероятный птичий оркестр...
Давайте послушаем, как говорят в музыке, — коду этой торжественной баллады:
Пусть даже так. Потом родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви.
Пусть их разбудят рано на рассвете
Томительные наши соловьи.
Пусть им навстречу солнце зноем брызнет
И облака потянутся гуртом.
Я славлю смерть во имя нашей жизни.
О мертвых мы поговорим потом.
Трудно поверить, но эти удивительные стихи о торжестве жизни, однажды оказались под обстрелом литературно-партийной критики«.
Я закончу наш этюд о Дудине — другой «птичьей темой»: прочитаю финальную строфу его заветных «Снегирей», тоже овеянных военной музыкой. Кстати, они изредка ещё звучат в российском радиоэфире. Звучат, как песня:
...Мне все снятся военной поры пустыри,
Где судьба нашей юности спета.
И летят снегири и летят снегири
Через память мою до рассвета.
Михаил Дудин, из книги «На старом рубеже», 1969-й — 1975-й годы.
Псалом 70. Богослужебные чтения

Как вести себя в сложных и скорбных жизненных ситуациях? О чём просить Бога и как это делать? Ответом на этот вопрос может послужить 70-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 70.
1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.
2 По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твоё ко мне и спаси меня.
3 Будь мне твёрдым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя — Ты.
4 Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя,
5 ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование моё от юности моей.
6 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извёл меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.
7 Для многих я был как бы дивом, но Ты твёрдая моя надежда.
8 Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, всякий день великолепие Твоё.
9 Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,
10 ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою,
11 говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего».
12 Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.
13 Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!
14 А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе.
15 Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа.
16 Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою.
17 Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои.
18 И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.
19 Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?
20 Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня.
21 Ты возвышал меня и утешал меня, и из бездн земли выводил меня.
22 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев!
23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил;
24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла.
Жизнь великого царя Давида была далеко не безоблачной. Несмотря на то, что царство даровал ему Бог, Давид должен был приложить много усилий, чтобы удержать его в своих руках. Вокруг было множество явных врагов, завистников и недоброжелателей. Но не это, пожалуй, самое тяжкое. Враги были и среди самых близких. Так, один из его любимых сыновей по имени Авессалом организовал заговор против отца. Он посеял смуту не только в семье, но и в целом государстве. Авессалом поднял мятеж. Единый народ разделился на два лагеря. Давиду пришлось бежать из Иерусалима. Считается, что прозвучавший псалом царь написал именно в это неспокойное время.
Поэтому первая часть псалма наполнена жалобами и сетованиями Давид буквально кожей ощущает, как на него устремлены взгляды всех окружающих. «Для многих я был как бы дивом», — говорит он. Люди следят за каждым его движением и словом. Как поступит царь в этой ситуации? Достоин ли он вообще быть царём? Может лучше, пока не поздно, присягнуть другому, более молодому? Помимо этого, Давид ощущает приближение старости. Ведь его жизнь уже склоняется к закату, естественная энергия покидает его. Поэтому и говорит он: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя». На фоне этих переживаний приходят постоянные известия о новых планах врагов. Одним словом, очевидно, что напряжение неимоверное. Все ждут, как говорится, когда Акела промахнётся. И единственно, кому можно доверять всецело, — лишь Богу.
Излив Творцу свою душу в первой части псалма, во второй Давид словно приободряется. «А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе». Иными словами, он словно говорит: как бы то ни было, и какая бы участь ни ждала меня, а я всё равно останусь верен Тебе, Господи. Я всё равно буду жить и поступать так, словно Ты ведёшь и поддерживаешь меня. Ведь не раз я уже оказывался в такой ситуации, и Ты меня выручал. Одним, словом, где наша не пропадала. И сейчас сдюжим с помощью Творца. Вот он смысл второй части псалма. При всей тяжести ситуации в Давиде живёт уверенность, что его злоключения имеют глубокий смысл и всё разрешится с пользой для его души. Так оно и случилось. Мятеж был подавлен. Царь вернулся на престол в Иерусалим.
Замечательный образец поведения в сложных ситуациях. Даже самый сильный человек не должен пренебрегать возможностью встать на коленки и поплакаться Творцу. Сказать: помоги, Господи, кто же ещё, кроме Тебя? В этой слабости и беспомощности доступ к великой силе. Бог мгновенно откликается на молитву того, кто перестал ощущать опору в себе. Однако при этом, как бы глубоки ни были наши стенания и сетования, мы всегда должны иметь план конкретных действий. Излив душу Богу с надеждой на Его Промысл, необходимо встать на ноги и сделать то, что должны. Будем уверены, Господь не оставит, но в итоге устроит так, как будет лучше для нас и для окружающих людей.
Псалом 70. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 70. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 70. На струнах Псалтири
1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.
2 По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня.
3 Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя - Ты.
4 Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя,
5 ибо Ты - надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей.
6 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.
7 Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда.
8 Да наполнятся уста мои хвалою, [чтобы мне воспевать славу Твою,] всякий день великолепие Твое.
9 Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,
10 ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою,
11 говоря: "Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего".
12 Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.
13 Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!
14 А я всегда буду уповать [на Тебя] и умножать всякую хвалу Тебе.
15 Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа.
16 Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою - единственно Твою.
17 Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои.
18 И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.
19 Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?
20 Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня.
21 Ты возвышал меня и утешал меня, [и из бездн земли выводил меня].
22 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев!
23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил;
24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла.
21 мая. О Боге как Свете

В 1-й главе 1-го Послания апостола Иоанна есть слова: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
О Боге как Свете — священник Алексий Долгов.
Эти слова святые апостолы слышали от самого Христа, который себя самого называл светом. Ученикам Христа, вышедшим на проповедь Евангелия, нужно было объяснить людям, кто такой Бог, которого они проповедуют, и кто такой Христос, распятый и воскресший. Бог сам о себе открыл, что Он есть свет.
Светом святые отцы называют всё доброе, справедливое и святое. Бог является всей истиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи.
Христос говорил и показал своей жизнью, что поскольку Бог есть бесспорный, безусловный свет, то в Нём нет ни следа тьмы. Преподобный Максим Исповедник говорит, что Бог, будучи истинно по существу светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нём путём добродетелей. Поэтому святые — это свет по причастию. Они через любовь к Богу оказываются в свете.
Собственно, противоположное состояние и есть настоящая тьма, зло и грех. Преподобный Иустин Попович говорит, что Бог есть свет, а дьявол есть тьма. Бог есть жизнь, а дьявол есть смерть. Бог есть истина, а дьявол есть ложь.
Только из-за врага рода человеческого люди не могут увидеть смысл этого мира и настоящую цель жизни — прийти к свету. Своей тьмой дьявол делает людей слепыми, мешая им видеть, что мир есть такой на самом деле и что есть настоящая жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема