
На редкость счастливый брак — так говорили придворные о семейном союзе военного министра Российской Империи, генерала-фельдмаршала, прославленного полководца Михаила Богдановича Барклая-де-Толли и его супруги Хелены фон Смиттен. Елены Ивановны, как звали её на русский манер. В то время — а был конец 18-го века — браки среди представителей знати часто заключались по расчёту: исходя из имущественных или наследственных соображений. Однако подобные союзы вовсе не исключали настоящих чувств и глубокой душевной привязанности. Супруги Барклай-де-Толли — яркий тому пример.
Их свадьбу спланировали родители. Семейства де Толли и фон Смиттен были давно и хорошо знакомы друг с другом. Поэтому предложение руки и сердца от Михаила не стало для Елены неожиданностью. Выйти рано или поздно за него замуж казалось девушке само собой разумеющимся. Собственно говоря, ни с кем другим она и не представляла себя рядом. К Михаилу Елена испытывала самые нежные чувства. И он отвечал ей тем же. Один из адъютантов де Толли, Владимир Иванович Левенштерн, вспоминал в мемуарах, что генерал беззаветно любил свою супругу. Обладая непростым характером, он «был кроток, как ягнёнок, во всём, что казалось жены».
Михаил Богданович и Елена Ивановна обвенчались 22 августа 1791 года в домовом храме латвийского имения невесты — фермы Бекгоф. Друзья в шутку называли их брак «правильным». Впрочем, и безо всяких шуток семейный союз Барклай-де-Толли был, можно сказать, безупречен. Супругов связывала любовь, уважение и верность друг другу; общие идеалы — вера в Бога и преданность Отечеству. Хотя у обоих в родословной имелись иностранные корни — шотландские и немецкие — Михаил и Елена всегда считали себя русскими людьми. Вскоре после свадьбы дом Барклаев наполнился детскими голосами. У супругов родился сын Максим. Ещё трёх девочек, осиротевших дальних родственниц, де Толли взяли на воспитание.
Елена Ивановна понимала, что, выходя за военного, должна быть готова к долгим расставания с супругом. В 1806 году она проводила мужа на войну Четвёртой коалиции — Наполеоновской Франции против союза России, Пруссии и Великобритании. В одном из самых тяжёлых и кровопролитных её сражений Барклай-де-Толли был ранен. Осколком ему раздробило правую руку. Как только весть об этом долетела до Елены Ивановны, она немедленно отправилась к мужу. В госпитале день и ночь не отходила от его постели. Меняла компрессы. Наконец, прибыл хирург, которого прислал сам император Александр I. Врач прооперировал Михаила Богдановича. Елена Ивановна помогала во время операции. Она подносила кувшины с теплой водой, чистые полотенца. Де Толли позже говорил, что выздоровел благодаря тому, что Елена была рядом с ним.
В 1812 году наполеоновские войска вторглись в Россию. Снова Елена Ивановна провожала мужа на фронт. Сохранились письма, которые Барклай-де-Толли писал ей с полей сражений. Они полны нежности, любви и заботы. «Молюсь, чтобы Всевышний дал Тебе выдержку и храбрость нашу разлуку перетерпеть, уповаю на Его мудрость. Прошу Тебя, храни спокойствие и своё здоровье. Молю Бога и в мыслях тысячу раз обнимаю Тебя, моя любимая жена», — писал полководец. Свои послания супруге он неизменно подписывал: «Твой верный Барклай».
В мае 1818 года Михаил Богданович получил небольшой отпуск. Де Толли всей семьёй отправились на минеральные источники в Карлсбад, где генерал планировал поправить подорванное походами здоровье. Но до курорта доехать не удалось. По пути Баркалаю стало плохо, и он скончался. Елена Ивановна похоронила мужа в своём родовом имении Бекгоф. На его могиле она построила часовню, где до конца своих дней горячо молилась о любимом супруге.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Предпосылки Первого Вселенского Собора». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о предпосылках и причинах созыва Первого Вселенского Собора в 325 году в Никее.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер