
На редкость счастливый брак — так говорили придворные о семейном союзе военного министра Российской Империи, генерала-фельдмаршала, прославленного полководца Михаила Богдановича Барклая-де-Толли и его супруги Хелены фон Смиттен. Елены Ивановны, как звали её на русский манер. В то время — а был конец 18-го века — браки среди представителей знати часто заключались по расчёту: исходя из имущественных или наследственных соображений. Однако подобные союзы вовсе не исключали настоящих чувств и глубокой душевной привязанности. Супруги Барклай-де-Толли — яркий тому пример.
Их свадьбу спланировали родители. Семейства де Толли и фон Смиттен были давно и хорошо знакомы друг с другом. Поэтому предложение руки и сердца от Михаила не стало для Елены неожиданностью. Выйти рано или поздно за него замуж казалось девушке само собой разумеющимся. Собственно говоря, ни с кем другим она и не представляла себя рядом. К Михаилу Елена испытывала самые нежные чувства. И он отвечал ей тем же. Один из адъютантов де Толли, Владимир Иванович Левенштерн, вспоминал в мемуарах, что генерал беззаветно любил свою супругу. Обладая непростым характером, он «был кроток, как ягнёнок, во всём, что казалось жены».
Михаил Богданович и Елена Ивановна обвенчались 22 августа 1791 года в домовом храме латвийского имения невесты — фермы Бекгоф. Друзья в шутку называли их брак «правильным». Впрочем, и безо всяких шуток семейный союз Барклай-де-Толли был, можно сказать, безупречен. Супругов связывала любовь, уважение и верность друг другу; общие идеалы — вера в Бога и преданность Отечеству. Хотя у обоих в родословной имелись иностранные корни — шотландские и немецкие — Михаил и Елена всегда считали себя русскими людьми. Вскоре после свадьбы дом Барклаев наполнился детскими голосами. У супругов родился сын Максим. Ещё трёх девочек, осиротевших дальних родственниц, де Толли взяли на воспитание.
Елена Ивановна понимала, что, выходя за военного, должна быть готова к долгим расставания с супругом. В 1806 году она проводила мужа на войну Четвёртой коалиции — Наполеоновской Франции против союза России, Пруссии и Великобритании. В одном из самых тяжёлых и кровопролитных её сражений Барклай-де-Толли был ранен. Осколком ему раздробило правую руку. Как только весть об этом долетела до Елены Ивановны, она немедленно отправилась к мужу. В госпитале день и ночь не отходила от его постели. Меняла компрессы. Наконец, прибыл хирург, которого прислал сам император Александр I. Врач прооперировал Михаила Богдановича. Елена Ивановна помогала во время операции. Она подносила кувшины с теплой водой, чистые полотенца. Де Толли позже говорил, что выздоровел благодаря тому, что Елена была рядом с ним.
В 1812 году наполеоновские войска вторглись в Россию. Снова Елена Ивановна провожала мужа на фронт. Сохранились письма, которые Барклай-де-Толли писал ей с полей сражений. Они полны нежности, любви и заботы. «Молюсь, чтобы Всевышний дал Тебе выдержку и храбрость нашу разлуку перетерпеть, уповаю на Его мудрость. Прошу Тебя, храни спокойствие и своё здоровье. Молю Бога и в мыслях тысячу раз обнимаю Тебя, моя любимая жена», — писал полководец. Свои послания супруге он неизменно подписывал: «Твой верный Барклай».
В мае 1818 года Михаил Богданович получил небольшой отпуск. Де Толли всей семьёй отправились на минеральные источники в Карлсбад, где генерал планировал поправить подорванное походами здоровье. Но до курорта доехать не удалось. По пути Баркалаю стало плохо, и он скончался. Елена Ивановна похоронила мужа в своём родовом имении Бекгоф. На его могиле она построила часовню, где до конца своих дней горячо молилась о любимом супруге.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер