«Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Диакон Николай Левшенко - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Диакон Николай Левшенко

* Поделиться

У нас в гостях был диакон храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах, член духовно-экспертного совета благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» Николай Левшенко.

Мы говорили о предстоящем кинофестивале «Лучезарный Ангел»: на какие фильмы стоить обратить внимание, чем фестиваль может заинтересовать детей и каким образом можно попасть на бесплатный кинопоказ. Наш гость поделился, в чем он видит важность проведения такого мероприятия, главным духовным попечителем которого является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


А. Пичугин 

— Здравствуйте, дорогие слушатели. «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Приветствую вас в нашей студии. И сегодня вместе со мной наш гость — диакон Николай Левшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецах и член Духовного экспертного совета фестиваля «Лучезарный Ангел». Добрый вечер. 

Диак. Николай Левшенко 

— Добрый вечер. Наверное, стоит, конечно, остановиться на моей ипостаси как эксперта. 

А. Пичугин 

— Да, в первую очередь. 

Диак. Николай Левшенко 

— Потому что, на самом деле, здесь должны были быть маститые наши протоиереи… 

А. Пичугин 

— Ну ладно вам. Отец Киприан (Ященко), маститый иеромонах, он приходил к нам много раз.  

Диак. Николай Левшенко 

— Игумен. 

А. Пичугин 

— Игумен, простите. Отец Киприан, маститый игумен Киприан (Ященко), он неоднократно у нас бывал, рассказывал про фестиваль. И мы очень рады, что у нас приходят новые люди. Конечно, мы и отцу Киприану рады, но и мы рады, что к нам приходят новые люди, которые тоже рассказывают о мероприятиях, которые мы уже не один год поддерживаем.  

Диак. Николай Левшенко 

— Может быть, это некоторая удача, потому что наши отцы очень скромны, они про себя бы не стали рассказывать. Но, конечно, хотелось бы сказать, что наш председатель, протоиерей Владимир Волгин, ну, конечно, он не смог выбраться сюда из-за своего очень насыщенного графика. Но я думаю, что он бы очень интересно рассказал о фестивале «Лучезарный Ангел», о фестивале доброго кино, который будет проходить, о котором вы рассказали. И те клирики, с которыми приходится работать в экспертной комиссии, они очень интересные люди. Ну, фестиваль — это «фест», да? Праздник. Праздник для меня начинается гораздо раньше, чем у всех зрителей, как вы объявили, что с 1-го ноября. 

А. Пичугин 

— Я еще пока не объявил, я не успел объявить. Давайте, отец Николай, по порядку пойдем. Я вкратце расскажу нашим слушателям вводную информацию. А вы уже будете дополнять, рассказывать, как на самом деле всё это происходит. Итак, фестиваль «Лучезарный Ангел», он будет проходить с 1-го по 7-е ноября, то есть он уже через неделю начнется. И неделю продлится в Москве. Причем в 16-й раз. Фестиваль международный. Мы еще поговорим о том, почему он международный. Девиз фестиваля «Лучезарный Ангел» — «Доброе кино». И вот теперь, я так вкратце рассказал о том, что он пройдет и когда он пройдет. Отец Николай, где он состоится? 

Диак. Николай Левшенко 

— В этом году он состоится на Поклонной горе, в музейных кинотеатрах. И это очень хорошо, потому что для всех тех, кто приедет к нам в гости на фестиваль, а это именно гости — это бесплатно, неделя бесплатного кино. 

А. Пичугин 

— Вот это важно, что это неделя бесплатного кино. На самом деле, большинство кинофестивалей, которые мы знаем, в том числе большие международные и не только в России проходящие, они, в общем, бесплатные, но туда достаточно сложно попасть. Для этого нужно быть либо кинокритиком, либо человеком, пишущем о кино, либо другом кинокритика, чтобы каким-то образом получить пригласительные. Несмотря на то, что всегда полные залы, обычно это непростые люди, не люди с улицы. А у вас, в случае фестиваля «Лучезарный Ангел», попасть на него можно куда проще, зарегистрировавшись на сайте в специальной форме. И всё это абсолютно бесплатно. 

Диак. Николай Левшенко 

— Вы правильно сказали. Но билеты у нас, конечно, входные, будем называть их все равно билетами. То есть это пригласительные. Они ограничены, потому, спешите. 

А. Пичугин 

— У нас еще неделя есть. Соответственно, все желающие наши слушатели могут еще успеть это сделать. Смотрите, мы говорим о том, что он в 16-й раз уже проходит. В этот раз есть ли какая-то тема, которая объединяет повестку? Тема, которая объединяет кинопоказы? 

Диак. Николай Левшенко 

— Вы знаете, всегда каждый фестиваль уникален, но уникальность его из-за того материала, который поступает. То есть каждый год наши кинематографисты нам дарят новое и новое кино. На фестивале мы по регламенту показываем в основном фильмы не более чем двухгодичной давности. 

А. Пичугин 

— Простите, я вас перебью. Просто у меня в пресс-релизе, который перед глазами, очень много посвящений — очень я впервые такое вижу, чтобы фестиваль был приурочен к нескольким датам. В частности, к Году театра в России, Десятилетию детства в России, 75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады, 220-летию национального гения России, как здесь написано, Александра Сергеевича Пушкина, 100-летию ВГИКа, 90-летию писателя, сценариста, кинорежиссера и актера Василия Шукшина. 

Диак. Николай Левшенко 

— Вы абсолютно правильно заметили. Деятельность нашего фестиваля заключается в том, чтобы быть наиболее… Фестиваль стремится быть близким людям. И быть актуальным на каждый момент. То есть, вот был объявлен Год театра в России, и на фестивале «Лучезарный Ангел» вы можете посетить. Кстати говоря, фестиваль — это не только показ кинокартин разных жанров. Это и полнометражные, короткометражные, которые только на фестивале и можно увидеть. Это и мультипликационные, или как теперь говорят, анимационные ленты. И документальные ленты. И, естественно, вот стремление к какому-то тематическому подбору материала. Это стараются наши коллеги. Я начал с того, что не только киноленты вы можете увидеть, но это и мастерские, так называемые мастер-классы. Это семинары, которые тоже сейчас модно называть интерактивными вечерами. Вот в том числе… 

А. Пичугин 

— Получается, что это так или иначе связано с темой искусства театра и кино. 

Диак. Николай Левшенко 

— Да, безусловно, с темой искусства театра и кино. И тем добром, которое может нести это искусство. То есть мы хотели бы, в идеале, в 16-й раз уже, найти доброе кино. И найти зрителя для этого доброго кино. И сделать так, чтобы они повстречались. 

А. Пичугин 

— Интересно, что у вас заявлено 405 фильмов из 36 стран, среди которых не только наши, но и Азербайджан, Аргентина, Армения, Бангладеш. Я уж не перечисляю самые известные страны Европы, которые по умолчанию, наверное: Германия, Испания, Италия и многие другие. Но здесь есть Египет, Кипр, Киргизия, Индия, Иран, Таиланд, Таджикистан. И многие-многие другие страны, о кинематографе которых мы либо знаем, что он прекрасен, в частности, это иранский кинематограф, у которого очень много любителей. Очень много любителей индийского кино. Далеко не все индийские фильмы это те, где танцуют, стреляют и далеко не только Болливуд. Это еще очень тонкие и достойные. Да хотя и болливудские фильмы тоже достаточно хорошие бывают, раз у них есть столько поклонников. 

Диак. Николай Левшенко 

— Так же, как и американское кино это далеко не Голливуд. 

А. Пичугин 

— Среди голливудских есть прекрасные фильмы, их много. Но мы не об этом сейчас. Мы, скорее, о том, что отобрать на один фестиваль полтысячи фильмов — это достаточно сложная история. Вы, как член экспертного совета, расскажите, по каким критериям и принципам вы эти фильмы отбирали. Я так думаю, что отсеяно было не так уж и много, поскольку 405 фильмов — это 405 фильмов. 

Диак. Николай Левшенко 

— Отсеяно было, конечно, достаточно. 

А. Пичугин 

— Подождите — 405 фильмов заявлено. Это заявлено. А отобрано 83. Это я ошибся. Простите, дорогие слушатели. 83 фильма — это те ленты, которые вошли в показ. А 405 было прислано. 

Диак. Николай Левшенко 

— Из перечисления тех стран, которое вы сделали, вполне можно понять, что экспертный совет, в котором состоят православные священники, вот диакон, ваш покорный слуга, мы отбираем не только православные фильмы. Мы смотрим на весь мир, благодаря нашим тоже членам экспертного совета, профессиональным режиссерам, критикам. Если говорить о составе экспертного совета, который насчитывает, наверное, около 16 человек, из них, наверное, 9 священников, клириков. И профессионалы-кинематографисты. Сердце нашего фестиваля — это наша Наталья Юрьевна бессменная. Наталья Юрьевна Красавина, которая является, наверное, сердцем, если говорить о фестивале, как об организме, то через нее все кровотоки, все артерии проходят. Она профессиональный кинематографист, пишет сценарии, пишет рецензии. Тоже хотел бы отметить Льва Наумовича Чернявского, у которого очень рекомендую посетить… Лев Наумович загорелся такой идеей — это как раз из тех семинаров — проследить, как на протяжении веков менялось паломничество, вот сама идея паломничества, само воплощение паломничества на Святую Землю. То есть сначала это было страшно для жизни, естественно, — в мусульманские страны. Понятно, потом были какие-то договоренности. И есть нынешний день, когда мы можем надеть очки виртуальной реальности и оказаться в Иерусалиме, да еще в тот момент, когда сходит огонь на Пасху. 

 
А. Пичугин 

— Я напомню, что диакон Николай Левшенко, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах, член Духовного экспертного совета фестиваля «Лучезарный Ангел», у нас в гостях. Сам фестиваль пройдет уже совсем скоро, состоится с 1-го по 7-е ноября, через неделю, в Москве на Поклонной горе, в музейных кинотеатрах Поклонной горы. Можно будет туда совершенно бесплатно попасть, если вы успеете — пока вы еще успеваете — зарегистрироваться на сайте. Отец Николай, назовите адрес сайта. 

Диак. Николай Левшенко 

www.luchangela.ru

А. Пичугин 

— Достаточно несложно. Я думаю, что если в любом поисковике «лучезарный ангел» набираете и попадаете на страницу фестиваля, где обязательно надо зарегистрироваться, если вы хотите прийти и посмотреть хорошее доброе кино. Вы посмотрели все 80 с лишним фильмов, которые предлагаются? 

Диак. Николай Левшенко 

— Безусловно, нет. Это невозможно просто физически, потому что хронометраж, если вы посмотрите, он будет впечатляющий. Дело в том, что у нас есть некоторая система работы экспертов. То есть рассылается двум-трем экспертам один фильм. После этого идет работа экспертов, так сказать, на дому. Мы смотрим внимательно, то есть от и до, не пропуская чего-либо. Я знаю, как профессионально отсматривается — там, конечно, пропускают. Мы не можем себе этого позволить, потому что мы смотрим совершенно не на то, как смонтированы сцены, как свет поставлен — мы смотрим, соответствует ли данный фильм нравственным нормам, которые, наверное, являются все-таки общечеловеческими. 

А. Пичугин 

— Если он соответствует, но он плохо смонтирован, плохо свет стоит, актеры отвратительно играют? А так, он соответствует. 

Диак. Николай Левшенко 

— Такое, к сожалению, бывает, потому что нам присылают и студенческие работы и даже собственные, которые сделаны, так сказать, на коленке. Бывает, безусловно. В таком случае клирик, член Духовного совета, он обычно помечает. Но решение таких вопросов остается за профессионалами. Сам я окончил Московскую консерваторию, у меня нету кинематографического образования. У меня есть искусствоведческое образование и богословское. 

А. Пичугин 

— Смотрите, здесь же очень хорошую аналогию можно провести. Вы окончили консерваторию, вы знаете, что какой-то замечательный во всех отношениях человек и композитор написал очень плохую музыку. Может быть, он обычно хорошую очень пишет, а это неудача такая. И вот, наверное, так же и здесь. 

Диак. Николай Левшенко 

— Да. Но не допустят к показу уже специалисты, профессионалы.  

А. Пичугин 

— А бывает так, что на ваш фестиваль присылают фильмы не то чтобы не соответствующие заявленной нравственной тематике, а просто люди, которые свои фильмы рассылают вообще на все фестивали — авось где-нибудь и покажут. 

Диак. Николай Левшенко 

— Да конечно. Но все-таки снять кино надо постараться... Вы говорите, что авось, где-нибудь покажут. Но у нас есть еще конкурс сценариев, вот в конкурсе сценариев иногда очень чувствуется, когда сляпано просто вот-вот и нам присылается. Ну, что-нибудь против абортов, что-то еще… 

А. Пичугин 

— Как стихи, где можно сто пятьдесят раз в восьми четверостишиях упомянуть Бога, святых, православие, рассвет, закат. А все равно это стихами не станет. А можно, как Пастернак — зачастую вообще обходя эти темы, но ты понимаешь, о чем и ком это написано. 

Диак. Николай Левшенко 

— Вот Андрей Белый как раз занимался вопросом, как стихи становятся, что такое вообще произведение искусства? То есть он высчитывал математическим образом и выстраивал стихотворение. Ну, вот всё должно замечательно быть, а оно — не произведение искусства. 

А. Пичугин 

— Потому что математически нельзя высчитать ни композицию произведения музыкального, ни стихотворение, конечно же, и ничего другого, что мы называем искусством. Точно так же можно насытить его верными догматическими рассуждениями о Боге, но от этого текст, написанный кириллицей, поэзией не станет. 

Диак. Николай Левшенко 

— Алексей, я и хотел сказать, что отчасти мы избавлены от совсем плохих фильмов работой, тяжкой работой наших профессиональных отборщиков. 

А. Пичугин 

— Я уже это вижу. Судя по релизу, который я смотрю, здесь огромное количество известнейших людей, работающих в сфере кинематографа. Возможно, они широкому зрителю не известны, потому что они обычно скрываются в титрах, которые не все смотрят. Но это те люди, благодаря которым в России есть кино. Оно не только благодаря актерам известным и режиссерам известным, оно благодаря всем тем, кто это на себе несет, упоминаясь только в титрах. 

Диак. Николай Левшенко 

— Да, это так. И вот благодаря им существуют такие фестивали, на которые, в общем-то, не стыдно пойти. Причем я хотел бы подчеркнуть, что стыдно, может быть, с разных позиций. То есть может быть, что просто стыдно — посмотрел, ну стыдоба. Но у нас один из критериев — чтобы не было стыдно.  

А. Пичугин 

— Может создаться впечатление о том, что мы пытаемся оправдаться, что тут много фильмов как бы ни о чем, хотя на самом деле, всё наоборот. Мы как раз стремимся показать нашей программой, пока еще никто из нас, кроме отца Николая, здесь присутствующего, фильмов не видел, стремимся показать, что отбор происходит не только по каким-то критериям христианства, он еще происходит по профессиональным критериям. И этим занимаются как очень известные священники — по своей линии, так и очень известные кинематографисты — по своей. И опять же, по-моему, это еще один повод прийти на Поклонную гору с 1-го по 7-е ноября и посмотреть программу. Конечно же, может быть, не всю, но некоторые фильмы должны заинтересовать. На сайте «Лучезарного Ангела» есть программа? 

Диак. Николай Левшенко 

— Да, есть подробная программа. Причем можно интерактивно прямо записаться на конкретный день, на конкретное мероприятие, на конкретный сеанс. И аннотация каждого фильма присутствует. И аннотация каждого мероприятия тоже есть на сайте в разделе «Зрители». 

А. Пичугин 

— Давайте небольшой перерыв сделаем, буквально минуту. Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня диакон Николай Левшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, член Духовного экспертного совета фестиваля «Лучезарный Ангел». Фестиваль с 1-го по 7-е ноября пройдет на Поклонной горе в музейных кинотеатрах мемориального комплекса. Я — Алексей Пичугин. Вернемся в эту студию через минуту. 

 
А. Пичугин 

— Возвращаемся в студию светлого радио. Я напомню, что наш гость сегодня — диакон Николай Левшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, член Духовного экспертного совета фестиваля «Лучезарный Ангел». О фестивале мы говорим, 1-го ноября он откроется, уже совсем скоро, через несколько дней. И будет идти неделю. Это 16-й фестиваль, в этот раз он пройдет в музейных кинотеатрах мемориального комплекса на Поклонной горе. Вы можете бесплатно посетить показы фильмов, только для этого надо зарегистрироваться на сайте «Лучезарного Ангела» — www.luchangela.ru. Или проще всего найти сайт в поисковике, набрав «лучезарный ангел». У вас значится фильмом-открытие лента «Сестренка». 

Диак. Николай Левшенко 

— Мы в этом году изменили традиции. Обычно один фильм был на открытии, в этом году у нас два фильма. Это еще и «Магия реставрации», удивительная документальная лента. В первый день на торжественном открытии можно будет увидеть два фильма. Я думаю, Галибина отдельно не стоит представлять. Он сам представляет свой фильм, и это очень интересный фильм «Сестренка». 

А. Пичугин 

— Я могу лишь маленькое описание прочитать, оно интересное: «Сколько себя помнит Ямиль, война была всегда. Но Ямиль очень ждет, когда она кончится, потому что тогда вернется отец, которого Ямиль знает только по фотографиям и письмам. Однажды его мама уезжает в далекий город, а потом привозит с собой молчаливую девочку Оксану и передает наказ отца заботиться о ней, как о родной сестренке». 

Диак. Николай Левшенко 

— Да, я смотрел этот фильм. 

А. Пичугин 

— Я не смотрел, я просто читаю аннотацию. 

Диак. Николай Левшенко 

— Я его вспоминаю и у меня слезы наворачиваются, потому что тема войны для «Лучезарного Ангела»… Кстати, доброе кино — оно не добренькое кино, оно именно доброе, то есть основанное на добродетелях. Какие добродетели? — это верность, это любовь, это подвиг защиты Родины. И вот этот фильм «Сестренка», он очень атмосферный и очень специфический. Это башкирская деревня, причем сама деревня показана очень правдоподобно. У меня у самого родственники живут в Башкирии. И даже атмосфера башкирского языка создает совершенно особый аромат. И вот насчет того, что кино не добренькое — фильм достаточно серьезный и отчасти страшный, потому что показано, как вырезается украинская деревня. Показано не так, чтобы с детьми нельзя было прийти, а чтобы люди не забыли, что происходило, что может произойти в подобных ситуациях. И это фильм о доброте. Мальчишка, если представить себе сценарий такой: привозят чужую девочку — ну, ревность…  

А. Пичугин 

— Главное, без спойлеров. 

Диак. Николай Левшенко 

— Я слишком углубился в тему. 

А. Пичугин 

— Я понимаю, что вы посмотрели. Давайте оставим на суд наших слушателей, которые, я надеюсь, придут и посмотрят фильм сами. 

Диак. Николай Левшенко 

— Очень рекомендую посмотреть. 

А. Пичугин 

— На какие еще фильмы из программы вы бы посоветовали обратить пристальное внимание? 

Диак. Николай Левшенко 

— Я бы предложил обратить внимание — у нас еще есть ретроспектива. Например, наш замечательный отборщик и член Духовного совета, как раз профессионал высокого класса по документальному кино, к 220-летию национального гения России Пушкина, Андрей Михайлович Шемякин составил подборку. Очень советую на эту подборку сходить. Она рассредоточена по разным дням. Я помню, что 2-го, 6-го, «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка». Вот это одна ретроспектива. И очень я бы советовал пойти на вечер-встречу, я сам очень туда рвусь — с Владимиром Хотиненко.  

А. Пичугин 

— Когда она будет? 

Диак. Николай Левшенко 

— Она будет, дай Бог памяти, 2-го, по-моему. 

А. Пичугин 

— На сайте это  можно уточнить. 

Диак. Николай Левшенко 

— Да. С показом его фильма 80-х годов «Зеркало для героя».  

А. Пичугин 

— Знаменитый фильм. 

Диак. Николай Левшенко 

— Знаменитый. Некоторые его не знают. А я его пересматривал, наверное, бессчетное количество раз. 

А. Пичугин 

— Это традиция многих фестивалей — показывать старые фильмы, особенно если режиссер жив-здоров. Он может прийти и рассказать о том, как это было тогда. 

Диак. Николай Левшенко 

— Может и рассказать — вот это нельзя упустить. 

А. Пичугин 

— Для меня, например, было открытием, что фильм «Форрест Гамп», который мы все с вами прекрасно знаем, которому уже 25 лет, и мы помним его с 90-х годов и по многу раз пересматривали, я, по крайней мере, он официально в России никогда не выходил — он только в этом году впервые официально выходит в нашей стране. Видите, бывает такое. 

Диак. Николай Левшенко 

— Все помнят фильм «День сурка». Но задолго до «Дня сурка», это 90-е годы, я точно не помню, было «Зеркало для героя» Хотиненко — это замкнутый день, в который попадают персонажи, которым предстоит примириться — одному со своим детством, а другому с родительским прошлым, скажем так. То есть в каком-то смысле, «ожиревший» такой, уже заевшийся человек конца 80-х годов, у которого есть «Жигули», у которого всё есть и которому всё скучно, а тут отец, которому то надо, сё надо…И вот, этот персонаж попадает в прошлое, причем переживает один и тот же день. 

А. Пичугин 

— Я не смотрел фильм «Зеркало для героя», хотя, безусловно, я о нем знаю и даже примерно знаю, о чем идет речь. Я даже сейчас открыл его описание в интернете. Обязательно, может быть, даже сегодня вечером его посмотрю. 

Диак. Николай Левшенко 

— Это удивительный фильм. Я очень рекомендую его посмотреть и на большом экране. Поверьте, это стоит того. 

А. Пичугин 

— Кино вообще надо смотреть на большом экране. 

Диак. Николай Левшенко 

— Да еще с комментариями режиссера. 

А. Пичугин 

— А, может быть, я и приду на вашу программу. Спасибо. Вопрос как раз актуальный для тех, кто не сможет прийти, но хотел бы, для тех, кто живет в других городах, благо, мы много где вещаем. Но у людей нет возможности приехать в Москву на фестиваль, но им очень интересно, потому что они заходят на сайт «Лучезарного Ангела» и видят огромное количество фильмов, свыше 80. Читают описание и понимают, что хочется посмотреть. Но нет возможности приехать в Москву с 1-го по 7-е ноября на Поклонную гору. Где они могут посмотреть ретроспективу? 

Диак. Николай Левшенко 

— Знаете, это тоже сложившаяся традиция. Первый фестиваль «Лучезарный Ангел» был в 2005-м году. Сейчас 2016-й год. Те, у кого хорошо с математикой, сразу смекают, что тут что-то не так. На самом деле, в первый год было два фестиваля. Это были попытки, это были какие-то пробы, эксперименты. Был московский и немосковский фестиваль. И в дальнейшем вот этот немосковский фестиваль трансформировался в другой фестиваль — «Свет Лучезарного Ангела». Тем, кто не живет в Москве, я скажу, что достанутся сливки — к ним приедут победители, фильмы-победители. И те интерактивные мероприятия-победители, которые с фестивалем «Свет Лучезарного Ангела» приезжают по городам. А это надо следить, где это будет проходить. 

А. Пичугин 

— А нельзя ли сделать так (мне кажется, это очень хорошая идея), я пока не слышал, где бы такая площадка была реализована. Но мы все время говорим: вот этот фильм завоевал Пальмовую ветвь Каннского фестиваля, а этот фильм завоевал такую-то награду, а этот — приз зрительных симпатий, а этот «Оскара» получил. Если вы любите кино и следите, то вы наверняка найдете возможность посмотреть программные фильмы. Они доступны, может быть, не всегда на русском языке, но что-то можно придумать. Мне кажется,  что я даже относительно фестиваля «Лучезарный Ангел» когда-то спрашивал, что неужели нельзя сделать интернет-площадку, где была бы представлена ретроспектива фильмов? И пускай даже за небольшие деньги, я думаю, что люди могли бы заплатить несколько десятков рублей, может быть, 100 рублей… 

Диак. Николай Левшенко 

— Это хорошее предложение. 

А. Пичугин 

— Чтобы посмотреть эти фильмы уже после фестиваля. Конечно, не во время фестиваля, не с 1-го по 7-е. Но, может быть, после Нового года они были бы выложены. Человек заплатил бы совсем небольшую сумму, посильную. И смог бы с этими фильмами ознакомиться. Ведь это же еще и очень хорошая штука для продвижения российского кино к зрителю, до которого чаще всего оно не доходит, хотя снимается много всего. 

Диак. Николай Левшенко 

— Алексей, большое вам спасибо за предложение, мы всегда открыты для предложений. И я передам на очередном нашем заседании. Я думаю, что отцы послушают и эту передачу. Поругают меня, как я всё представил. 

А. Пичугин 

— Вы всё хорошо представляете. Просто мне кажется, что таким образом авторские права соблюдаются… 

Диак. Николай Левшенко 

— Вот вы правильно подчеркнули, что ретроспективные, потому что новые фильмы — мы упираемся в авторские права. 

А. Пичугин 

— Да, новые фильмы… 

Диак. Николай Левшенко 

— То есть кто-то выкладывает свои фильмы, готов поделиться ими. С этим потом можно хорошо работать. Но пока вот такой интернет-площадки не было. А было так, что некоторые диски возили по воскресным школам, показывали детям. То есть режиссеры это разрешили. К сожалению, случается, что нам присылают на фестиваль интересный фильм или даже фестиваль сам как-то проявляет интерес, а прав не дают. Поэтому с интернет-площадкой для нового кино есть проблемы юридические... 

А. Пичугин 

— Мне кажется, проблемы эти решаемы как раз тем, что не обязательно все фильмы. Но некоторые, с которыми этих проблем не возникает. А все-таки из 83 лент, я думаю, достаточное количество фильмов можно было бы вот так выложить. И опять же не бесплатно. Мы понимаем, что в наш XXI век бесплатный контент может быть только пиратским.  

Диак. Николай Левшенко 

— Я надеюсь на всё хорошее, что вообще всё у всех будет хорошо. И мы как-то это организуем. Но пока, давайте рассчитывать на неделю бесплатного кино, которое реально нам предстоит с 1-го по 7-е ноября и на которое можно до сих пор попасть, билеты быстро распределяются, они бесплатные. 

А. Пичугин 

— На сайте «Лучезарного Ангела». Там справа плашка такая, на нее можно нажать — «онлайн-бронирование», и вам придет пригласительный билет на электронную почту. 

Диак. Николай Левшенко 

— Или в самой программе — в программе фильмов по дням — там тоже можно выбрать день, который вас интересует и забронировать оттуда. Это как раз показатель того, что мы не стоим на месте. Раньше мы просто распределяли по приходам бумажные пригласительные. 

А. Пичугин 

— Нет, сейчас это уже давно устаревшая схема. Тем более что вы теряете очень большую аудиторию, которая… Вот сейчас нас послушают люди, которые к Церкви не имеют никакого отношения — они просто в машине переключили на радио «Вера» и слушают. Они заинтересовались и у них есть возможность прийти. А если распространять билеты только по приходам… 

Диак. Николай Левшенко 

— Это наше прошлое. А мы уже идем вперед. 

 
А. Пичугин 

— Я напомню, что диакон Николай Левшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, член Духовного экспертного совета кинофестиваля «Лучезарный Ангел», в гостях у светлого радио. Фестиваль этот пройдет с 1-го по 7-е ноября, совсем скоро, уже через неделю начнется, на Поклонной горе, в кинотеатрах мемориального комплекса. Во сколько будут показы? Все-таки люди работают, среди дня тяжело… 

Диак. Николай Левшенко 

— Там самые разные показы, то есть нужно выбрать. Для детей, естественно, мультфильмы будут не вечером. И уже есть программа, она вывешена на сайте. 

А. Пичугин 

— У нас получается 1-е ноября — пятница, вечер. 

Диак. Николай Левшенко 

— Но это торжественное открытие, оно по-другому… 

А. Пичугин 

— 2-е и 3-е ноября — это суббота и воскресенье, уже проще. А дальше с 4-го по 7-е ноября — это будние дни. Всё зависит от возрастных категорий. 

Диак. Николай Левшенко 

— Да. Надо смотреть по программке. 

А. Пичугин 

— Конечно, очень хорошо, что множество кинофестивалей, на которые можно прийти и посмотреть фильмы. Не устаем об этом говорить в разных программах, посвященных кинематографу в студии светлого радио, что кино далеко не всегда находит своего зрителя. И уже не совсем понятно, для чего эти фильмы снимают, потому что путь в кинотеатры им закрыт. Хорошо, что снимают, безусловно. Но путь в кинотеатры им закрыт — как художественным фильмам, львиной доле, которые выпускаются сейчас, так и документальным фильмам, для которых вообще практически нет, кроме «Артдокфеста» и еще нескольких чуть менее масштабных фестивалей, пути к зрителю. И у нас уже привычка смотреть документальные фильмы исчезает. Если раньше, еще в 90-е годы, в советское время, мы представляли о том, что такое документальные фильмы, то теперь уже эта привычка уходит. Я недавно посмотрел несколько документальных лент и понял, что сам принцип подхода к съемкам документальных фильмов ушел далеко вперед, что это не стоит на месте, что способ передачи документальных фактов сильно изменился. И это очень интересно. Но у нас, к сожалению, нет площадок, где можно с этим познакомиться. Мультфильмы — с этим тоже сложно. Вот у вас в программе есть и документальные фильмы, и мультипликация, и художественные картины. С мультфильмами — вот когда я хожу в кино, я вижу в рекламе перед началом основного фильма, основного показа, какие-то детские фильмы, мультфильмы. Но это же капля в море даже по сравнению с тем, что выходит и снимается. 

Диак. Николай Левшенко 

— Причем ведь мультфильмы самого разного качества. То есть дети смотрят по планшету или где они умудряются смотреть, я по своим сыновьям знаю, где они только ни смотрят — у соседей. В общем, всегда найдется, кого уговорить. 

А. Пичугин 

— А вы им не показываете? 

Диак. Николай Левшенко 

— Показываем. Это главные эксперты, что вы! Я всегда мультфильмы… 

А. Пичугин 

— На детях опробуете. 

Диак. Николай Левшенко 

— Да. Я лично пробую на детях. (Смеется.) Не знаю, чем это закончится. Но, например, замечательная рецензия моего старшего сына Бори: «Это очень странный мультик». 

А. Пичугин 

— А сколько Боре? 

Диак. Николай Левшенко 

— Сейчас 8, а тогда было 6. 

А. Пичугин 

— Ну, 6 и 8 — это еще аудитория мультфильмов.  

Диак. Николай Левшенко 

— Но вот «очень странный мультик» не дошел фестиваля «Лучезарный Ангел», потому что он был на самом деле очень странный.  

А. Пичугин 

— За Борисом Николаевичем было решающее слово. 

Диак. Николай Левшенко 

— Да, Борис Николаевич такой. (Смеется.) 

А. Пичугин 

— И? 

Диак. Николай Левшенко 

— Но анимация, мультипликация бывает ведь разная — есть и взрослая. Вот, например, я не показывал детям фильм «Почему снег?», а это удивительный совершенно полнометражный анимационный фильм о том, как французский завоеватель времен наполеоновских войн в Саввино-Сторожевском монастыре… 

А. Пичугин 

— Под нынешним подмосковным Звенигородом. 

Диак. Николай Левшенко 

— Да. И как их начальнику является сам Савва. И вот что из этого получается, и как он на всю жизнь — и любовь к России, и как меняется жизнь человека. Но фильм не детский. Безусловно, он поднимает очень сложные вопросы. И он, конечно, выделен в особую возрастную группу. Но я думаю, что подросткам смотреть можно и надо. Но совсем дети могут каких-то военных действий натуралистических испугаться. Так что анимация тоже всякая бывает. Но вот о том кино, которое не доходит до зрителя. По-моему, я уже озвучил свою мысль, что на нашем фестивале встречается тот самый зритель с тем самым кино. Вот, к примеру, очень специфический фильм. В каком смысле специфический? — он сделан в технике визуализации. Фильм «Откровение Иоанна Богослова» греческого режиссера, он приедет его представлять. Но это фильм, конечно, не для всех. И, конечно, он никогда не пойдет — это два часа погружения в мир Апокалипсиса, погружения в Священное Писание. Очень рекомендую… 

А. Пичугин 

— Для людей, которым это интересно, это будет крайне любопытно. 

Диак. Николай Левшенко 

— Это для студентов, это для тех, кто занимается. Я приглашаю… 

А. Пичугин 

— А студентам духовных учебных заведений, наверное, это было бы интересно. 

Диак. Николай Левшенко 

— Причем на прекраснейшем греческом языке.  

А. Пичугин 

— Это если знать греческий.  

Диак. Николай Левшенко 

— Без субтитров, конечно, мы не покажем — не будем рассчитывать на знание наизусть Апокалипсиса. Но я очень рекомендую именно этой группе. А другим — вот вы упоминали о христианских ценностях. Если посмотреть, во главе фестиваля, его председатель — протоиерей Владимир Волгин. Учредитель — Святейший Патриарх. Первый фестиваль благословлял покойный Патриарх Алексий II, сейчас Святейший Патриарх Кирилл очень поддерживает и очень одобряет наш фестиваль, потому что это миссионерское. Но вот что делать тем группам, которые, скажем, себя пока не причисляют к православным — как сейчас как вы сказали, что они сидят и слушают в машине радио и думают: ну вот, какие-то там священники что-то там отобрали, наверняка свое.  

А. Пичугин 

— А мы для них специально сказали, что критерии отбора… Давайте, лучше всего назвать людей, которые участвовали в отборе. Мы говорили, что это маститые кинематографисты. Жюри полнометражного кино возглавил Виктор Мережко. Вместе с ним присуждать призы будут народный артист России Юрий Назаров, Тамара Сёмина, режиссер Владимир Фокин. Аркадий Инин, председатель Комитета московских драматургов. И многие-многие другие. 

Диак. Николай Левшенко 

— Вот Владимир Хотиненко, о котором мы с вами говорили. 

А. Пичугин 

— Владимир Хотиненко, Наталья Мирзоян. Если вы интересуетесь кино, то наверняка эти фамилии вам говорят. Владимир Меньшов. И многие-многие другие. То есть это люди, авторитет которых в кинематографе для большинства безупречен. Можно любить их фильмы, можно не любить их фильмы, но это люди, которые на протяжении десятилетий в нашей стране ассоциировались с кинематографом. И поэтому, конечно же, кому, как не им, отбирать фильмы в конкурсную программу.  

Диак. Николай Левшенко 

— И конкурсная программа не ограничивается православными фильмами ни в коей мере. К сожалению, православных фильмов, может быть, не так уж и много. И для нас, священнослужителей, может быть, и хотелось бы, чтобы было побольше, но на самом деле мы смотрим на весь мир — мы смотрим широко. И вы понимаете, что православное кино из Ирана вряд ли… 

А. Пичугин 

— Да, вряд ли. 

Диак. Николай Левшенко 

— То же самое наши страны соседние, которые бывший Советский Союз… 

А. Пичугин 

— Таджикистан у вас значится. Конечно, там не будет православного кино. Но зато там будут фильмы… 

Диак. Николай Левшенко 

— Нравственные. Они будут нравственные, на которых можно воспитывать и себя, и детей. И за которые будет не стыдно. 

А. Пичугин 

— Я бы только ради того, что посмотреть, что снимают в Таджикистане и Узбекистане, сходил бы на эти показы. 

Диак. Николай Левшенко 

— Сходите. 

А. Пичугин 

— Мы же, живя здесь, через 30 лет после распада Советского Союза, уже и не знаем, что происходит. Мы видим людей, приезжающих из Таджикистана и Узбекистана каждый день. А вот то, что там снимаются фильмы, и хорошие фильмы, наверняка хорошие. 

Диак. Николай Левшенко 

— Высокого качества кино. 

А. Пичугин 

— Причем апробированные целым корпусом жюри. Наше время в эфире уже подходит к концу. Я напомню, что фестиваль «Лучезарный Ангел», 16-й международный благотворительный фестиваль, в нынешнем году приурочен к Году театра в России, Десятилетию детства в нашей стране, 75-летию освобождения Ленинграда, 220-летию Александра Пушкина, 100-летию ВГИКа и 90-летию Василия Шукшина. Вот сколько посвящений. И кстати, практически к каждому из этих посвящений приурочен свой собственный показ или показы. В музейных кинотеатрах мемориального центра на Поклонной Горе пройдет кинофестиваль с 1-го по 7-е ноября. Он бесплатный. Для того чтобы посетить показы, нужно зайти на сайт «Лучезарного Ангела» www.luchangela.ru. Или просто в любом поисковике набрать «лучезарный ангел». И там на сайте надо будет зарегистрироваться, получить пригласительный. И смело идти на сеансы. С 1-го по 7-е ноября, уже через неделю, пройдет фестиваль «Лучезарный Ангел» уже в 16-й раз. Мы об этом говорили сегодня с диаконом Николаем Левшенко, клириком храма святителя Николая в Кузнецах, членом Духовного экспертного совета фестиваля. Спасибо вам большое, отец Николай. 

Диак. Николай Левшенко 

— Спасибо большое, Алексей. 

А. Пичугин 

— Я — Алексей Пичугин. Прощаемся, всего доброго. До свидания. 

Диак. Николай Левшенко 

— До свидания. 

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем