Какие опасности поджидают на просторах интернета? как максимально обезопасить своих детей от ненужной информации? На эти и другие вопросы ответит гость программы, Денис Давыдов, исполнительный директор организации "Лига безопасного интернета".
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. У меня в гостях исполнительный директор «Лиги безопасного интернета» - Денис Давыдов. Здравствуйте, Денис!
Д.Давыдов
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Не секрет, что интернет бывает не только безопасным, но и опасным, это правда?
Д.Давыдов
— Конечно, интернет- это среда, это пространство. И любое пространство, даже улица, может быть чистым, а может быть грязным. И интернет точно так же может быть безопасным, опасным, чистым, или грязным. И вот эта степень чистоты интернета и вообще информационного пространства зависит только от нас, зависит от родителей, от взрослых, которым не безразлична судьба и будущее наших детей.
С.Бакалеева
— То есть нужно знать правила дорожного движения, если уж мы начинаем двигаться по этим трассам?
Д.Давыдов
— Обязательно и абсолютно, ведь вспомните, раньше в советские времена в школы приходили пожарные, приходили милиционеры, детям рассказывали о том, что нельзя ходить на стройку, потому что может упасть кирпич, может не туда поехать грузовик, или кран может не туда повернуть стрелу, что там просто опасно, что нужно дорогу переходить, сначала посмотрев налево, а потом направо, с какой стороны можно обходить трамвай, с какой автобус, а с какой троллейбус. И все эти правила безопасного поведения, они впитывались детьми и затем, каждый, наверное, родитель сейчас может с абсолютной точностью воспроизвести, вспомнить все эти простые правила жизни. И, конечно же, интернет, в связи с тем, что появился не так давно, во вселенском масштабе, или в историческом, конечно же, тоже диктует свои определенные… имеет свои определенные особенности и диктует новые правила. Новые правила поведения и вообще новые правила жизни в этом бурном информационном потоке. И эти правила должны знать родители. К сожалению, так получилось, что в России есть такой достаточно большой технологический разрыв, и это поколенческий разрыв между родителями и детьми. Как правило, большая часть родителей, знает об интернете, об информационных технологиях, о социальных сетях намного меньше, чем дети.
С.Бакалеева
— Чего никогда не было раньше.
Д.Давыдов
— Получается, что дети могут научить чему-то своих родителей, это тоже такой нонсенс. И конечно, родители должны подтягиваться и именно родительский авторитет и знание о том, что папа может все, что угодно…
С.Бакалеева
— Как в известной песенке.
Д.Давыдов
— Как в известной песенке и не только спорить басом и плавать брасом, и дрова рубить, но еще и рассказать о простых правилах безопасного поведения в сети.
С.Бакалеева
— Тогда давайте начнем с того, какие опасности есть в интернете, то есть, прежде чем знать, как предостеречь, нужно понимать, от чего предостерегать.
Д.Давыдов
— В первую очередь, можно, наверное, разделить опасности на несколько таких очень важных групп. Есть такие виды угроз, которые могут причинить вред физический.
С.Бакалеева
— Даже так?
Д.Давыдов
— Даже так, очень часто бывает и мы достаточно часто ранее наблюдали такие случаи, когда преступники, злоумышленники, извращенцы, пытались познакомиться с детьми в социальных сетях, с помощью всевозможных ухищрений, уловок, шантажа, пытались заполучить, или фотографии, или видеоизображения детей в обнаженном виде, пытались встретиться с такими детьми в реальной жизни, чтобы надругаться над ними, и конечно же, это самое опасное, что может произойти с ребенком в интернете. И конечно же, здесь необходимо помнить очень простые правила о том, что нельзя слепо доверять тому, что ты видишь в интернете. Дети должны понимать, что за, казалось бы сверстником, который так непринужденно общается с ребенком о каких-то проблемах школы, о спорте, о компьютерных играх, на самом деле может скрываться взрослый.
С.Бакалеева
— То есть, наверное, нужно начинать разговор с того, что вообще в интернете может быть все не так, каким кажется, да? То есть, реальность может быть совершенно другой.
Д.Давыдов
— Так обычно и происходит, реальность, она совершенно отличается от того, что ребенок может нарисовать в своем изображении. Конечно, таких случаев не очень много, но тем не менее, это самое опасное. Я всегда привожу пример американских коллег, которые ездят по штатам, это коллеги из Федерального бюро расследований, которые раскрывали трагическую историю одной девочки, которая так же познакомилась через интернет с одним маньяком, который удерживал ее в течение двух недель и, слава Богу, ФБР сумели найти это здание, в котором маньяк ее удерживал, освободили ее. И после этого девочка на протяжении десяти лет ездила по американским школам, рассказывала, как не надо вести себя в интернете, чтобы вот… рассказывала о том, что не нужно делать для того, чтобы все было хорошо. И что нужно делать для того, чтобы не попасть на уловку извращенца. Есть и другие виды угроз, когда у ребенка пытаются те же самые злоумышленники, те же самые извращенцы пытаются получить изображения, с помощью которых потом они начинают шантажировать ребенка и вовлекать его во все более и более такие съемки более откровенных сцен. Но, это вот, конечно уже совсем крайнее проявление.
С.Бакалеева
— То есть, общение с незнакомцами, оно в принципе довольно опасно в интернете потенциально?
Д.Давыдов
— Очень опасно, ведь дело все в чем? В том, что наш интернет, он все еще анонимен и мы никогда не знаем достоверно, кто скрывается по ту сторону экрана. И любой человек, который может представиться хоть Дедом Морозом, хоть феей, хоть эльфом, хоть каким-то сказочным персонажем, или Витей из пятого подъезда, может оказаться обыкновенным преступником, в лучшем случае вымогателем. Но, есть еще и другая группа угроз – это угрозы нравственному здоровью детей. И здесь мы конечно же говорим о том, что окружает нас буквально со всех сторон, это и порнографические материалы, это и видеоизображения, и фотоизображения, это и сцены насилия, жестокости. Это информация об изготовлении наркотиков, это информация о том, где можно приобрести наркотики, это информация, пропагандирующая употребление наркотиков, когда говорится о том, что нет в этом ничего страшного и каждый должен попробовать пройти через это, ведь человек свободен.
С.Бакалеева
— Такая информация действительно в открытом доступе в интернете?
Д.Давыдов
— Сейчас ее, слава Богу, становится все меньше и меньше, без ложной скромности скажу, что в том числе и благодаря нашим усилиям. «Лига безопасного интернета» - это же такая организация, которая объединяет достаточно большое количество сил, как на общественном фронте, так и представителей государственных структур, государственной власти, так и представителей бизнеса. И вот вместе нам удается более, или менее ситуацию выправлять. И я скажу, что… приведу всего лишь несколько цифр. В 2011 году доля Российской Федерации, как такого хранилища мирового детской порнографии составляла почти треть. То есть у нас было 30% детской порнографии хранилось здесь на наших российских серверах. И нам за два года удалось снизить это количество более чем в 2,5 раза. Мы считаем это таким важнейшим достижением, оно признано международным сообществом и конечно это большой плюс. Но, тем не менее, конечно же стоит отметить еще и ряд законодательных норм, которые принимались, в том числе и по нашей инициативе, это и известный закон об едином реестре запрещенных сайтов, благодаря которому сейчас в рунете ведется активная борьба с сайтами, пропагандирующими и продающими наркотики, с сайтами, призывающими к совершению самоубийств, с сайтами, распространяющими детскую порнографию. И, конечно же, вот этот очень большой блок нравственных угроз. Угрозы нравственному здоровью, они, конечно же, очень актуальны.
С.Бакалеева
— Эта информация, ее дети ищут, или она выпадает совершенно случайно? Может ли она вот так спонтанно, случайно поранить ребенка, нанести вред?
Д.Давыдов
— Вы знаете, дети… иногда крупные поисковые компании, такие, как Яндекс, или Гугл, приводят статистику поисковых запросов детей. И, исходя из….
С.Бакалеева
— А как они узнают, что это дети? По орфографии?
Д.Давыдов
— Ну, по специфическим тегам, я бы так сказал, когда дети пишут «тети» и еще что-то, то понятно, что это именно детские запросы, они не такие точные и не такие грубые, а скорее всего это речевые конструкции, которые более присущи детям. И конечно же, по другой активности поисковики изучают, в том числе и активность посетителей интернета, могут с уверенностью сказать, что это дети. Так вот, конечно же дети, бывает, сами ищут. И у тех родителей, которые ответственны, дети этого не находят, потому что родители пользуются средствами родительского контроля и по крайней мере знают, как ими пользоваться. Но дети, очень часто натыкаются на такую информацию случайно. И очень… не так давно была одна из таких проблем, которую удается решить, это проблема когда, ну вот представьте себе поисковик, представьте себе картинки, если в поисковике при поиске картинок кто-то пытался найти слово «школьница», или «Дюймовочка», казалось бы, он иногда видел…
С.Бакалеева
— Совершенно невинные…
Д.Давыдов
— Не совсем школьниц и иногда видел не совсем Дюймовочек. И, конечно же, приходилось поисковым компаниям вносить изменения в свои алгоритмы работы. и в данный момент «Лига безопасного интернета» совместно с национальным рейтинговым агентством проводит рейтинговые исследования безопасности поисковиков. Мы совсем скоро его представим и в нем мы покажем, какая из поисковых систем, которые в настоящее время представлены в России, и которыми пользуются российские пользователи, какие из этих систем наиболее безопасны для семей и для… что самое важное, для семей с детьми. И конечно же, вот этот блок таких вот нравственных угроз – это очень большая проблема, потому что стоит же всего лишь развратить нацию и у страны не будет будущего. Развратить детей и 100% у страны не будет будущего, особенно, учитывая, что мы живем в такое очень непростое время и демографическое положение нашей страны достаточно шаткое.
С.Бакалеева
— Вы сказали уже как вы стараетесь предотвратить нравственные угрозы, а давайте поговорим о том, что могут сделать родители, чтобы предотвратить эти собственно проблемы?
Д.Давыдов
— Самое важное, вот то, с чего нужно начинать, это все-таки, необходимо взять поведение и вообще общение ребенка с компьютером под контроль. Вот, есть еще одна из таких ярких цифр, которая говорит о том, что, например, американские, или европейские школьники в интернете страдают, или становятся жертвами преступников в три раза реже. Почему? Потому что, например, те же самые европейские, или американские родители всегда контролируют то, чем занимается ребенок за компьютером.
С.Бакалеева
— Контролируют, то есть буквально находятся рядом в тот момент, когда ребенок за компьютером?
Д.Давыдов
— Конечно, во многом, эта разница более чем в три раза, связана с тем, что компьютер за которым сидит ребенок в среднестатистической европейской семье, находится в общей комнате, в каком-то общем помещении, в которое есть доступ у взрослых. И взрослые всегда могут контролировать, чем занимается ребенок в интернете. Русские же родители обычно думают, ну хорошо, сидит чадо где-то в комнате, закрылся, его не слышно, не видно, ну и хорошо, чем-то он там занимается. А чем он занимается, не видят. Конечно же. Необходимо брать вот это общение ребенка с компьютером под контроль. И, не только контроль визуальный, но еще и технологический, необходимо использовать средства родительского контроля, это очень важно.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Денис. У нас в гостях был исполнительный директор «Лиги безопасного интернета» Денис Давыдов. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер