— Энцефалограмма нормальная, рентген хороший, томография тоже. Я не знаю, что вам сказать. С точки зрения неврологии это здоровый ребёнок.
— Доктор, мы три года провели в Африке.
— На Коморских островах.
— Мы не знаем...
— Он мог подхватить какой-нибудь вирус.
— Возможно.
Родители семилетнего мальчика по имени Лоренцо серьёзно обеспокоены. Их сын вдруг стал проявлять беспричинную агрессию, у него нарушилась координация движений и ухудшился слух. В попытке понять, что происходит, они решили показать сына врачам. Но те лишь разводили руками пока, наконец, не выяснилось: причина недомогания маленького Лоренцо — вовсе не вирус, а редчайшее генетическое заболевание — адренолейкодистрофия, сокращённо — АДЛ. Оно поражает оболочку нервов, разрушает её и постепенно вызывает состояние, близкое к коматозному. Необратимый процесс стремительно развивается и в конечном итоге неминуемо приводит к смерти пациента. Лечения болезни не существует.
С такой трагедией пришлось столкнуться супругам Августо и Микаэлле Одонэ — героям фильма «Масло Лоренцо». Фрагмент из этой киноленты мы с вами только что услышали. Картину, основанную на реальных событиях, снял австралийский режиссёр Джордж Миллер. Однажды он прочитал в газете «Таймс» о семье, которая борется за жизнь ребёнка, больного АДЛ, и собственными усилиями ищет средство, способное преодолеть болезнь. Врач по образованию, Миллер был глубоко поражён. «История долгое время не отпускала меня, и я понял, что просто обязан сделать об этом фильм», — признавался режиссёр. Картина вышла на экраны в 1992 году и была номинирована на премию «Оскар». Критики называли её «научным детективом» и медицинской драмой. Но, пожалуй, точнее всего о ленте высказался журнал «Чикаго Ридер», который назвал «Масло Лоренцо» фильмом, дарящим надежду.
Как не опустить руки перед страшной бедой? Как остаться в здравом уме, наблюдая за тем, как твоему единственному ребёнку с каждым днём становится всё хуже, а ты ничем не можешь помочь? Как не утратить веру и найти силы бороться, когда кажется, что выхода нет? Режиссёр Джордж Миллер ставит в своей картине очень непростые вопросы. И не оставляет зрителя без ответов — мы своими глазами видим, как критическая ситуация мобилизует силу духа героев, и они воплощают в жизнь, казалось бы, невозможное. Так, например, всего за несколько месяцев супруги Одонэ до тонкостей изучают биохимию, вовсе не будучи при этом медиками. Глава семьи, Августо — сотрудник Всемирного банка. Его супруга Микаэлла — лингвист. И не просто изучают, а одно за другим делают настоящие открытия! Но смогут ли их старания спасти маленького Лоренцо? Успеют ли они найти чудодейственное лекарство? Ведь времени у них совсем немного... В одном из невероятно эмоциональных эпизодов фильма супруги откровенно говорят друг с другом об этом.
— Тебе приходило в голову, что смысл всей этой борьбы — помощь другому ребёнку, не нашему?
— Да.
— Но я обещала, я обещала, что он никогда не окажется в тишине. Что он никогда не будет одинок.
— Да.
Удивительно — несмотря на тематику картины, большая часть киноповествования насыщена позитивом. Беда не разделяет героев фильма. Наоборот, они сплачиваются перед её лицом. Актёры, исполнившие главные роли, удивительно тонко и глубоко сумели передать эмоциональные и духовные грани своих персонажей. Интересно, что, когда Джордж Миллер предложил роль матери Лоренцо актрисе Сьюзан Сарандон, оказалось, что она уже несколько лет пристально следит за историей семьи Одонэ. «Это было удивительное совпадение!» — признаётся режиссёр.
В завершение нашего разговора о фильме хотелось бы обратить внимание на некоторые детали, которые мне, как простому зрителю, показались любопытными. В одном из эпизодов картины звучит православная молитва «Богородице Дево, радуйся» на музыку русского композитора Георгия Свиридова. А в финальных титрах указан номер для пожертвований на развитие проекта по исследованию АДЛ, которым руководит семья Одонэ. После выхода фильма «Масло Лоренцо» больше миллиона долларов было собрано зрителями на борьбу с этой болезнью.
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 21 зач., VIII, 40 - IX, 19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В мире немало преступников, негодяев, злодеев, да и просто дурных людей. Глядя на них, невозможно не задаться вопросом: а почему Бог позволяет им быть? Почему Бог не ограничивает то зло, которое они причиняют другим людям? Неужели Бог не в силах это сделать? Или, может, Бог попросту не видит? А, может, Бога и вовсе не существует? Ответы на эти вопросы нам даст та история, которая рассказана в 8-й и 9-й главах книги Деяний святых апостолов. Отрывок из этих глав звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 8.
40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.
Глава 9.
1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.
18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
Будущий апостол Павел, как мы можем понять из только что прозвучавшего отрывка книги Деяний, был человеком весьма незаурядным: он был гонителем христиан, он деятельно поддерживал попытки иудеев уничтожить весть о Христе Воскресшем, он, пусть и опосредовано, но принимал участие в убийстве первомученика и архидиакона Стефана. Тогда, когда Павел ещё не был Павлом, а был ревностным фарисеем Савлом, он представлял угрозу для христиан, и именно об этом сказал в своей молитве Анания: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме» (Деян. 9:15). Наверняка христиане, знавшие Савла, могли бы задаться вопросом о том, почему Бог попускает этому человеку творить зло. Таким вопросом можно было бы задаться и в отношении других гонителей христиан, и, конечно же, много вопросов вызывает попущение Божие, из-за которого Господь наш Иисус Христос оказался пригвождённым ко Кресту.
Однако мы не видим, чтобы первые христиане задавали такие вопросы Богу. Они поступали иначе — они просто принимали всё как есть, что, впрочем, не мешало им испытывать опасения по поводу Савла.
История обращения будущего апостола Павла очень показательна: она свидетельствует, что Бог способен буквально в одно мгновение переменить весь образ мысли человека, нарушить все его планы, изменить круг общения, и даже само имя человека. В истории апостола Павла действие Божие было очень быстрым, хотя, конечно, не стоит забывать о предшествующем периоде подготовки к восприятию этого действия — такой подготовкой была вся жизнь святого апостола, и даже его страстное желание уничтожать христиан — это тоже определённый этап подготовки. Можно сказать, что Бог попускал будущему апостолу совершать ошибки и зло ради того, чтобы в будущем Павел стал тем, кем он стал.
Возможно, что и нам Бог попускает совершать наши грехи по этой же причине. Да, конечно, никто не сможет сравниться с апостолом Павлом, но у нас своя мера, и нельзя исключать, что к ней мы движемся в том числе и через впадение в те или иные грехи. То же самое можно сказать и о любом другом человеке: не исключено, что таков его путь к Богу и к святости. Хотелось бы, конечно, чтобы было как-то иначе — без злобы, без греха, без страстей, но, увы, человек искажён грехопадением, и зачастую нам необходимо дойти до своего предела, и лишь после этого мы становимся способны слушать и слышать Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов