Рассказчица древних былин, исполнительница духовных стихов — Мария Дмитриевна Кривополенова — знаменитая сказочница с Русского Севера.
Мария Дмитриевна родилась в 1843 году и рано осталась сиротой, воспитывал ее дедушка, который и передал ей мастерство сказа. Подросла, вышла замуж за такого же, как и она, крестьянина, правда, неудачно. Мария осталась одна, без средств к существованию. И пошла по деревням и селам нищенкой Христа ради. Благодаря содействию известной эстрадной исполнительницы Ольги Эрастовны Озорковской, Мария Дмитриевна объездила Москву, Петербург, Тверь, Малороссию, Кавказ с гастролями. Но всё, что заработала на гастролях, она быстро раздала по возвращении домой, говоря: «Сколько люди мне помогали, теперь мое время».
Что писал о Кривополеновой в 1922 году журнал «Россия»?

В сентябре 1915 года Большая аудитория московского Политехнического музея была заполнена до отказа. Столько народа не собиралось в «Политехе» даже на поэтические вечера стремительно набиравшего тогда популярность Маяковского. Наконец, все расселись по местам. Свет слегка приглушили. И на сцену вышла... маленькая старушка в тёмном повойнике — традиционном русском головном уборе, и поношенном крестьянском сарафане. По старинному обычаю, поклонилась в пояс на три стороны. Зазвучал её голос — протяжный, напевный, глубокий. Плыл над залом негромкий северный говор. Старушка рассказывала про богатырей Вольгу Святославича и Илью Муромца. И всем казалось, что они слышат грозную поступь богатырских коней. Три часа маленькая женщина на сцене рассказывала древние былины, пела духовные стихи. Зрители слушали не отрываясь. А потом расходились — счастливые, наполненные ощущением светлого чуда. Своим удивительным даром щедро делилась с людьми Мария Дмитриевна Кривополенова — народная сказительница, песенница и сказочница с Русского Севера.
В родной деревне Веегора, что под Архангельском, на берегу реки Пинеги, Марию Дмитриевну звали Махонькой. Маленькая, худая — такой она оставалась до глубокой старости. Она родилась в 1843 году и рано осталась сиротой. Воспитывал Машу дедушка, Никифор Никитич. Он и передал ей мастерство сказа. Мария Дмитриевна говорила: «Я у дедушкиных ног на скамеечке сидеть любила и с девяти лет возраста внялась в его былины и до вас донесла». Жизнь у Махоньки складывалась непросто. Подросла, вышла замуж за такого же, как и она, крестьянина. Да только вот уже через год супруг променял жену на «зелёного змия». Всё добро прокутил, сам уехал куда-то на заработки, да так и не вернулся. Мария осталась одна, без средств к существованию. И пошла по деревням и сёлам нищенкой Христа ради. Приходила в селение, становилась посреди улицы или возле церкви, и заводила «старинки» — так называли на Севере древние народные сказания. Глядь — через минуту вокруг Марии Дмитриевны уже яблоку негде упасть. Люди слушали и не могли наслушаться. Просили: «Сказывай ещё, матушка!» Кто-нибудь подавал Махоньке монетку или кусок хлеба. Тем и кормилась Мария Дмитриева Кривополенова до 72 лет.
В 1915 году по Архангельской губернии путешествовала Ольга Эрастовна Озаровская — известная эстрадная исполнительница народных песен и собирательница фольклора. В одной из деревень она увидела маленькую старушку-нищенку. Озаровская дала ей несколько монет. В благодарность за милостыню старушка спела женщине несколько былин. Озаровская была потрясена. Ничего подобного ей слышать ещё не приходилось! В Москву Ольга Эрастовна вернулась не одна. Вместе с нею в первопрестольную приехала Махонька. Озаровская организовала сказительнице гастроли. Москва, Петербург, Тверь, Малороссия, Кавказ — со своими сказаниями Мария Дмитриевна Кривополенова объехала пол-России. И всюду, где бы ни бывала, люди после её концертов становились чуточку счастливее. «Спасибо, бабушка!» — от души благодарили её зрители. На выступления Кривополеновой приходили поэт Борис Пастернак и скульптор Сергей Конёнков. И каждый слушатель стремился пожать маленькую, сухонькую ладонь старушки, которую она ещё совсем недавно смиренно протягивала за милостыней.
Мария Дмитриевна скучала по родным местам. Через три месяца она вернулась домой. Всё, что заработала на гастролях, быстро раздала. Говорила: «Сколько люди мне помогали, теперь моё время». И опять отправилась странствовать. Вдруг — как снег на голову — известие. Новая советская власть назначила Махоньке пенсию как выдающемуся деятелю русской культуры. Сам Луначарский пригласил Марию Дмитриевну в Москву. Ей рукоплескал Большой зал Московской консерватории. В 1922 году журнал «Россия» писал о Кривополеновой: «Обаяние её личности, твердой, светлой и радостной, отражается в исполнении, и так понятен восторженный возглас толпы, одинаковый во всех городах». Те, кому посчастливилось слышать и видеть сказительницу, говорили, что и в её голосе, и в лице, светилась огромная любовь к людям.
Все выпуски программы Жизнь как служение
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











