
«Мальчик и лось», Киностудия им. М. Горького, режиссёр Инна Туманян
— Какая изумительная сцена! Мальчик и лось.
— Как грациозно они бегут!
— Он что, ручной?
— Наверно!
Герои диалога из кинофильма «Мальчик и лось», который только что прозвучал, ошибаются: лось вовсе не ручной. Однажды он случайно забрёл в город. Вышел из леса на шоссе, испугался автомобиля, и побежал. А когда остановился, то вдруг понял, что вокруг — не деревья, а высокие дома; под копытами — не мягкая трава, а асфальт. И непонятно, как выбраться из чужого, странного мира и попасть обратно домой. Картину «Мальчик и лось» сняла в 1975 году на Киностудии имени Горького режиссёр Инна Туманян. Лента не получила широкого проката, поэтому видели её немногие. Можно предположить, что большой известности картина в своё время не обрела потому, что была снята в той особенной манере, которую сегодня принято называть «фестивальной». Такой, когда во главу угла режиссёр ставит не экшн — то есть, динамику и остроту сюжета, а глубину смысла. Фильм «Мальчик и лось» — яркий и увлекательный. И пусть диалогов в картине не так уж много. Зато есть с огромным мастерством снятые сцены, в которых мы видим ошеломлённого столкновением с миром людей лося. Образ большого и сильного лесного животного, беспомощного на городских улицах, передан выразительно и тонко. Глаза лося говорят красноречивей всяких слов: в них испуг и одновременно надежда. Кажется, что он не просто так бродит по улицам, а ищет того, кто сможет ему помочь.
В это же время юный, но подающий большие надежды автогонщик по имени Костя упорно готовится к важным соревнованиям. Он настроен на победу. Мальчик чувствует себя звездой и даже со старшими разговаривает немного свысока. Когда знакомый Кости интересуется его планами, парень отвечает ему самоуверенно и дерзко:
— Значит, надеешься на победу?
— Не надеюсь, а так и будет!
— Ну, а вдруг нет?
— Никаких «нет» не может быть!
— Это почему же?
— А потому. Ясно?
— Ну, приду посмотреть, не хвастун ли ты.
Добрую половину фильма Костя кажется нам не самым приятным персонажем. Даже к истории о лосе в самом центре города, которую рассказывает ему знакомая девочка Марина, подросток остаётся равнодушным. Но ближе к финалу фильма мы становимся свидетелями его необыкновенного преображения. Когда Костя лицом к лицу сталкивается с испуганным, страдающим животным, что-то происходит в его душе. И вот он уже готов пожертвовать самым важным — желанной победой в соревнованиях, чтобы помочь лосю. А помощь лесному жителю очень нужна: люди решили, что он бешеный и хотят его поймать.
Хочется отметить одну интересную деталь: помимо главных героев, Мальчика и лося, все остальные персонажи фильма — эпизодические. Они появляются на экране порой лишь раз и всего на несколько секунд, но запоминаются надолго. Один из них — старый лодочник. Когда Костя и лось переправляются через реку, он даёт им возможность оторваться от преследователей и наотрез отказывается помогать тем, кто задумал поймать животное.
— Дед! Лодку давай!
— Ну как же, ждите! Тоже мне, охотнички собрались!
— Там зверь бешеный!
— Да с чего это он бешеный?
— Бешеный, тебе говорю! Плыви сюда!
— Да вы что, сдурели что ли?! Сами-то вы взбесились. Эк, какую ораву собрали.
Иногда от нашего сострадания может в буквальном смысле зависеть чья-то жизнь — вот одна из идей, которую режиссёр Инна Туманян сумела воплотить в своей киноленте. И ещё это фильм о настоящей победе. Победе над собой, собственным равнодушием и эгоизмом. И о том, что каждый из нас может оказаться способными и на жертвенную любовь — как герой светлого и доброго фильма «Мальчик и лось».