Много сумятицы в умы православных христиан внесло параллельное существование двух календарей. Мир живет по западному, григорианскому, календарю, а Русская Церковь – по старому календарю, юлианскому. Наша Церковь не одинока в своем стремлении сохранить верность традициям. По старому календарю живут также Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Польская Православные Церкви.
Разница между старым и новым календарем или, как их еще называют, стилями составляет сегодня 13 дней. Особенно заметной она становится зимой, потому что празднование наступления Нового года по-новому, григорианскому, календарю всегда попадает на рождественский пост, который длится до 25 декабря по старому календарю или 7 января по-новому – в этот день празднуется Рождество Христово.
Поэтому у нас в России люди верующие или вообще Новый год не празднуют, или же отмечают его тихо и скромно, имея на столе исключительно постные блюда. Так называемый «старый» Новый год в ночь с 13 на 14 января у нас праздновать как-то не принято. Вот и получается, что в России церковные люди наступление очередного новолетия фактически не отмечают.
С несколько иным отношением к Новому году я познакомился в Польше. Мои знакомые православные поляки рассказали мне, что праздновать наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января в польской православной среде не принято - из-за рождественского поста.
Но при этом они очень радостно и весело отмечают «старый» новый год, который приходится на святки – праздничные дни после Рождества. Гуляния с 13 на 14 января в Польше называются «Маланкой». Название это возникло благодаря тому, что 13 января по новому стилю Православная Церковь празднует память святой Мелании (Малании). Отсюда и название - «Маланка».
Вечером на «Маланку» православные поляки с удовольствием ходят друг другу в гости, дарят новогодние подарки. К Маланке стараются приурочить какие-нибудь значимые культурные события – открытие выставки, презентацию книги. Молодежь же обычно устраивает на Маланку настоящие гуляния. Обычно в формате… дискотеки.
Вот только дискотека эта необычная. Во-первых, на ней по преимуществу звучат народные танцевальные мелодии. Поэтому и танцы на ней, по сути, – танцы народные. Во-вторых, на новогодней дискотеке строго следят, чтобы там не употреблялись крепкие алкогольные напитки. И, в-третьих, часто попасть на празднование «Маланки» можно, только купив билет. Обычно сборы от продажи этих билетов идут на благотворительные нужды. Например, на закупку игрушек для детского дома.
Вот так православные поляки и рождественский пост соблюдают со всей строгостью, и Новый год отмечают с задором, радостью и весельем.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традиции празднования Маланки – старого нового года православными поляками.
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия