
Фото: Danil Aksenov / Unsplash
По столичному Никитскому бульвару шагала весёлая стайка ярко одетой молодёжи. Прохожие оборачивались, кто-то кричал: «Стиляги идут!» На дворе было начало пятидесятых годов ХХ века. Но компания не замечала пристальных взглядов. Ребята были поглощены беседой — обсуждали недавнюю премьеру в театре Вахтангова. О чём же ещё могут говорить, собравшись вместе, студенты театральных вузов столицы? Впрочем, один из них — рыжеволосый парень в клетчатом пиджаке — всё больше молчал и смотрел на красивую девушку в белом брючном костюме, с тёмными локонами, подстриженными по последней моде. Она тоже изредка бросала на него взгляд выразительных голубых глаз. «Какая вы хорошенькая!» — вдруг невольно вырвалось у молодого человека. Девушка улыбнулась. Так познакомились будущие супруги — Майя Менглет и Леонид Сатановский.
Известные актёры театра и кино прожили в браке шестьдесят лет. Они поженились через несколько месяцев после знакомства. Майе тогда было восемнадцать, а Леониду — двадцать один. Она училась в Школе-Студии МХАТ, он — в Щукинском театральном институте. Молодые люди очень быстро поняли, что по-настоящему любят друг друга. Во время одной из прогулок по Москве они проходили мимо ЗАГСа. Зашли и подали заявление. Вскоре Майя и Леонид тихо, безо всякой помпы, расписались. Когда в тот день они появились на пороге квартиры Менглетов в Харитоньевском переулке и сообщили эту радостную новость, отец Майи хохотал до слёз. Леонида озадачила такая бурная и неожиданная реакция тестя. Зато Майя всё прекрасно поняла. В детстве она любила секретничать с отцом, сидя в кладовке на старом сундуке. И однажды категорично заявила: «Знаешь папа, а я рыжих не люблю. Никогда не выйду замуж за рыжего». И вот он, её муж, собственной персоной — с огненно-рыжей шевелюрой!
Молодожёны поселились в однокомнатной квартире родителей Майи. Через три года у них родился первенец — сын Алёша. Менглет вспоминала: «На восемнадцати квадратных метрах нас было пятеро: папа, мама, я с мужем и сыном! Но как говорится, в тесноте, да не в обиде». Родители Майи Георгиевны во всём поддерживали молодую семью — помогали ухаживать за малышом, а если между супругами вдруг возникали споры, всегда выступали в роли миротворцев. Леонид уже работал в театре имени Станиславского, Майя заканчивала четвёртый курс института. Вскоре после рождения ребёнка Менглет пригласили на главную роль в картину режиссёра Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Эта киноработа сделала её настоящей знаменитостью. Прохожие на улицах просили автограф, Майя получала мешки писем от благодарных зрителей. Её называли «советской Софи Лорен». Но актриса намного комфортнее чувствовала себя в роли домохозяйки, чем кинозвезды. «Я всё так же чистила картошку, стирала и варила борщи. Семья была на первом месте», — рассказывала Майя Георгиевна.
В то же время для обоих супругов сцена была огромной и неотъемлемой частью их жизни. В театре имени Станиславского они служили зрителям более сорока лет.
В конце жизни Леонид Моисеевич тяжело заболел, и Майя Георгиевна каждую минуту была рядом с ним. Она буквально жила в больнице. «Лёня привык к моей заботе и любви, как же я его оставлю здесь одного?» — говорила она. И не оставила. Леонид Моисеевич ушёл, держа за руку любимую супругу, с её именем на устах.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер