Некоторые церковнославянские слова только кажутся сложными для понимания. На самом деле, они просты и не таят в себе какого-то секрета. Хороший пример этому - церковнославянское слово «маание». Сперва довольно трудно понять что оно означает, но стоит только немного над ним порассуждать, как тут же понимаешь его смысл. Итак, тема нашей сегодняшней программы – церковнославянское слово «маание».
Церковнославянское слово «маание» состоит в родстве с привычными нам «маханием» и «мановением». Подобно маханию и мановению «маание» имеет значение движения, например, рукой, но с вполне определенной целью – привлечь внимание, подать знак. Наши предки использовали «маание», то есть жестикуляцию в тех случаях, когда произнести слово было или невозможно, или неудобно. Причем «маание» могло совершаться как при помощи движения рукой, так и, например, кивком головы или иным телодвижением, которое служило знаком, указанием, передавало информацию о чем-либо. Церковнославянское существительное «маание» имеет однокоренной глагол «маати», то есть «делать знаки миганием, киванием, рукой, иным телодвижением». Мы уже сказали, что «маание» и «мановение» родственники. Это действительно так. Оба слова произошли от древнеславянского «манути» (*manǫti), то есть «манить, привлекать внимание». Однако мановение сегодня означает обычно движение неопределенного характера (например, мановение рукой), в отличие от церковнославянского «маания».
Итак, запомним, что церковнославянское слово "маание" означает на русском языке «невербальное общение, жестикуляция».
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема