Ранним утром тысяча двести двадцать шестого года, когда все во французском королевском дворце ещё сладко спали, один монах спрятался за каменную колонну и наблюдал следующую картину. Во внутреннем дворе собралось множество нищих и калек; в этот неурочный час они были заняты большей частью перебиранием своих лохмотьев и попыткой хоть как-то залатать особо крупные прорехи. Вдруг все встрепенулись, натянули кое-как на себя свои жалкие одеяния и бросились к покоям наследного принца. В одежде простого конюшего, в сопровождении слуги с большим кошелём с монетами, вышел принц Людовик и принялся раздавать милостыню, особо щедро оделяя тех, кто казался ему самым бедным. Тогда монах вышел из-за колонны и сказал ему: «Сир, я прекрасно видел ваши проделки. Пристало ли будущему королю Франции тратить своё время на эту грязную и оборванную братию?». — «Мой дражайший брат, — ответил, смутившись, юный принц, — я всего лишь отдаю им честно заработанное: своими молитвами они сражаются за меня против моих противников — падших ангелов».
По словам современников, французский король Людовик Девятый больше походил на монаха, чем на рыцаря, несмотря на свои доспехи. Вся причина в том, что он больше заботился об удовлетворении нужд бедных и обездоленных, чем об одобрении своей свиты. Парадоксально, но этот король, столь сосредоточенный на своём духовном совершенствовании, стал также символом экономического благоденствия Франции. При нём прежде столь измученный войнами и непосильными налогами народ наконец-то вздохнул спокойно. Начался заметный подъём сельского хозяйства и торговли. Франция узнала радость достатка и уверенности в завтрашнем дне.
Тогда как многие королевские дворы Европы утопали в роскоши, во дворе Людовика Девятого царила простота и строгость нравов. Его идеалом была скромность и мудрость апостолов, учеников Христа. Непросто соблюдать такие принципы, находясь на вершине власти.
Каждый год король отправлялся в три-четыре места, слывшие самыми бедными в его государстве, чтобы раздавать там большое количество продуктов нищим. Везде, куда приезжал король, более ста бедняков присоединялось к его трапезе и получало хлеб, вино, мясо и рыбу досыта каждый день. Во время Великого или Рождественского поста число принимаемых голодных возрастало. Накануне великих праздников, прежде чем самому сесть за стол, он прислуживал этим беднякам сам. Кроме того, каждый день в его дворце питались бесприютные старики и калеки, и им подавались те же яства, которые ел король.
Благодаря милосердию короля Людовика в Париже был создан Дом дочерей Господних, где находили приют падшие женщины. Также Людовик не забывал о «застенчивых» бедняках — тех, кто не решался сам обратиться за помощью. Он жертвовал нищим студентам, вдовам рыцарей, брошенным детям, бесприданницам, обедневшим ремесленникам, которые не могли себя обеспечивать из-за старости или болезни. Король также заботился о больных и калеках: он велел построить богадельни в Париже и других городах и дал им большие ренты. При Людовике Девятом старинная больница Отель-Дьё в Париже была расширена и могла принимать до шестисот человек в день. Также король основал больницу и приют для слепых Кенз-Вэн («Пятнадцать двадцаток»), названный так потому, что первыми ее пациентами были триста крестоносцев (пятнадцать раз по двадцать), которые потеряли зрение. Его придворные отворачивались и зажимали нос, когда король собственноручно кормил больных в больницах, омывал зловонные язвы прокажённых в построенном им лепрозории на окраине Парижа. «Ни один прокажённый не омерзителен так, как тот, кто живет в смертном грехе», — говорил он.
Людовик Девятый завещал: «Будь добросердечен к бедным, несчастным и страдающим. Подавай им помощь и утешение, насколько сможешь. Благодари Бога за все блага, которыми Он оделил тебя, чтобы ты был достоин получить большее. Всегда принимай сторону бедных, а не богатых до тех пор, пока ты не уверен в истине». Именно так и жил этот христианский король.
«Возрождение культурного и духовного наследия». Анор Тукаева, Валерия Лебедева
У нас в гостях были руководитель фонда «Крохино» Анор Тукаева и руководитель арт-пространства «Мериново» Валерия Лебедева.
Наши гостьи поделились, как в соседних сёлах в Вологодской области сохраняется и возрождается память о культурном и духовном наследии. Разговор шел о восстановлении затопленного храма Рождества Христова в Крохино и созданной там архитектурной инсталляции, а также о реставрации столетнего дома в деревне, где Василий Шукшин снимал свой фильм «Калина Красная» — и о том, как приезжающие сюда гости могут погрузиться в культурную жизнь провинции.
Мама приемных детей на колясках
В одной из социальных сетей я познакомилась с мамой троих приёмных детей, двое из которых передвигаются на инвалидных колясках, и захотела рассказать её удивительную историю в эфире.
32-летняя Ольга Комарова встретилась с восьмилетним Сашей неожиданно для себя: пришла в больницу навестить друзей и увидела в кровати под одеялом красивого голубоглазого мальчика, который заливисто смеялся. Это случилось несколько лет назад в Санкт-Петербурге, куда Ольга приехала в гости из Москвы, а Сашу привезли на лечение из пермского детского дома. Молодая женщина всегда с сочувствием относилась к таким ребятам, как волонтёр посещала сиротские учреждения с подарками. Но при встрече с Сашей она испытала непривычные эмоции. «Я сразу поняла, что это мой ребёнок, — вспоминает Ольга. — Не могу объяснить почему, но стоя там, под дверью палаты, я почувствовала: я его заберу».
Ещё не зная, чем именно болеет мальчик, Ольга начала изучать информацию по усыновлению. Позже нашла в Банке данных сирот Сашину анкету и была поражена длинным списком его диагнозов, среди которых есть расщепление позвоночника, и умственная отсталость.
На Новый год и Рождество Ольга улетела в Таиланд, но и там продолжала думать о Саше: планировала совместный отдых, всюду обращала внимание на пандусы для инвалидной коляски. А по возвращении в Москву окончила школу приёмных родителей, оформила необходимые документы и поехала в Пермь за сыном.
В детском доме Ольге сказали: «Не рассчитывайте на то, что Саша сможет учиться и работать». А ещё предупредили, что у мальчика сложный характер. Но приёмная мама даже не подозревала, насколько тяжёлой окажется адаптация. «Первые полгода прошли в режиме выживания», — вспоминает она. Саша устраивал истерики, которые длились от полутора часов до трёх суток!
Однажды Ольга привела Сашу на следж-хоккей — это паралимпийский аналог хоккея с шайбой, и с тех пор спорт стал для него лучшей реабилитацией и дополнительным образованием.
Через два года в семье Комаровых появилась приёмная дочка — малышка Ангелина. Дети похожи внешне, как брат и сестра, оба отказники с рождения, и даже диагноз — патология позвоночника — у них, к сожалению, одинаковый. Но Геля, по словам мамы, — обычный ребёнок, тёплый и ласковый.
Я видела фотографии этой семьи: счастливые дети и заботливая мама, которая носит их на руках! А в 2023 году Ольга Комарова взяла под опеку ещё одну сироту — 16-летнюю Марину.
Все выпуски программы Живут такие люди
Константин и Клавдия Юон
Константина Фёдоровича Юона часто называют художником света, радости и счастья бытия. Его жизнь действительно была счастливой. К Юону рано пришло признание, его картины пользовались большим успехом. Но главным своим счастьем живописец считал семью. С женой, Клавдией Алексеевной, Константин Фёдорович прожил 60 лет. Супруга была его другом, советчиком, верной спутницей и музой. Её образ художник запечатлел на множестве своих полотен. «Она озаряет мою жизнь», — говорил Юон о Клавдии Алексеевне.
Будущие супруги встретились летом 1900-го года в Лигачёво — деревеньке под Москвой. Константин совсем недавно окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но уже был известным мастером. Ещё в студенческие годы о его таланте заговорили. Несколько его картин приобрёл для своей галереи сам Третьяков. В Лигачёво Константин приехал на пленэр — поработать на свежем воздухе. Ему нравилась природа этого места — спокойная, трогательная и очень русская, как говорил сам художник. Однажды утром он вышел с этюдником к реке. Взмахнул кистью, чтобы нанести на холст первые мазки. И вдруг замер. По крутому берегу поднималась крестьянская девушка с коромыслом на плечах. Высокая, статная, с длинной русой косой. Прошла мимо, быстро глянув зелёными, как изумруды, глазами. Улыбнулась едва заметно краешком губ. Нескольких мгновений оказалось достаточно, чтобы Константин полюбил девушку с первого взгляда!
Крестьянку звали Клавдия Никитина. С той мимолётной встречи на берегу симпатичный молодой художник с глубоким, умным взглядом тоже не шёл у неё из головы. Лигачёво — деревня маленькая. Вскоре влюблённые снова встретились. Познакомились. А через несколько месяцев обвенчались.
Брак поначалу пришёлся не по нраву семье Константина. Московский интеллигент и крестьянка! Отец художника заявил, что никогда не благословит этот мезальянс. Он даже перестал разговаривать с сыном. Клавдия чувствовала себя виноватой и очень переживала. Но отчуждение свёкра длилось недолго. Увидев, как искренне молодые люди любят друг друга, какой добрый и кроткий характер у Клавдии, как нежно она заботится о муже, отец изменил своё мнение и примирился с сыном и невесткой.
В Москве супруги поселились на Земляном Валу — там у Константина была квартира. Но большую часть времени проводили в Лигачёво. В деревне Юон много работал. Его вдохновлял сельский быт, уют деревянного дома. На своей картине «Хозяйка» он изобразил Клавдию Алексеевну, наводящую порядок в избе. Летом супруги любили посидеть за вечерним чаем на веранде. Клавдия Алексеевна ставила на стол букет полевых цветов и раскрывала настежь все окна. Этот момент Константин Фёдорович изобразил на своём полотне «Августовский вечер. Последний луч».
Константин Фёдорович и Клавдия Алексеевна многое вместе пережили. Например, смерть сына Бориса. Он родился в 1901 году и трагически погиб в возрасте семнадцати лет. Нередко бывает так, что после потери ребёнка супруги отдаляются друг от друга. Но Юонов общее горе только ещё больше сблизило и сплотило. Всю жизнь они трогательно заботились друг о друге. Один из друзей художника сохранил в памяти трогательный эпизод. Как-то раз они с Константином Фёдоровичем пришли в его московскую квартиру. В подъезде обнаружилось, что лифт не работает. Пришлось подниматься пешком. Константин Фёдорович был уже стар и очень болен. Перед дверью квартиры он долго не мог отдышаться и сетовал, что если жена узнает, то будет очень переживать и волноваться за его здоровье. Неожиданно Юон увидел на лестничной площадке забытое кем-то ведро. Обрадовался, подошел и ударил по нему ногой. «Пусть Клавдия Алексеевна думает, что мы приехали на лифте, и это хлопнула его дверь», — сказал он.
В 1948 году Константин Фёдорович Юон написал стихотворение «Спутнице и другу», посвящённое Клавдии Алексеевне. Там были такие слова: «Люблю тебя, как прежде, свято».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен