
Фото: PxHere
Ранним утром тысяча двести двадцать шестого года, когда все во французском королевском дворце ещё сладко спали, один монах спрятался за каменную колонну и наблюдал следующую картину. Во внутреннем дворе собралось множество нищих и калек; в этот неурочный час они были заняты большей частью перебиранием своих лохмотьев и попыткой хоть как-то залатать особо крупные прорехи. Вдруг все встрепенулись, натянули кое-как на себя свои жалкие одеяния и бросились к покоям наследного принца. В одежде простого конюшего, в сопровождении слуги с большим кошелём с монетами, вышел принц Людовик и принялся раздавать милостыню, особо щедро оделяя тех, кто казался ему самым бедным. Тогда монах вышел из-за колонны и сказал ему: «Сир, я прекрасно видел ваши проделки. Пристало ли будущему королю Франции тратить своё время на эту грязную и оборванную братию?». — «Мой дражайший брат, — ответил, смутившись, юный принц, — я всего лишь отдаю им честно заработанное: своими молитвами они сражаются за меня против моих противников — падших ангелов».
По словам современников, французский король Людовик Девятый больше походил на монаха, чем на рыцаря, несмотря на свои доспехи. Вся причина в том, что он больше заботился об удовлетворении нужд бедных и обездоленных, чем об одобрении своей свиты. Парадоксально, но этот король, столь сосредоточенный на своём духовном совершенствовании, стал также символом экономического благоденствия Франции. При нём прежде столь измученный войнами и непосильными налогами народ наконец-то вздохнул спокойно. Начался заметный подъём сельского хозяйства и торговли. Франция узнала радость достатка и уверенности в завтрашнем дне.
Тогда как многие королевские дворы Европы утопали в роскоши, во дворе Людовика Девятого царила простота и строгость нравов. Его идеалом была скромность и мудрость апостолов, учеников Христа. Непросто соблюдать такие принципы, находясь на вершине власти.
Каждый год король отправлялся в три-четыре места, слывшие самыми бедными в его государстве, чтобы раздавать там большое количество продуктов нищим. Везде, куда приезжал король, более ста бедняков присоединялось к его трапезе и получало хлеб, вино, мясо и рыбу досыта каждый день. Во время Великого или Рождественского поста число принимаемых голодных возрастало. Накануне великих праздников, прежде чем самому сесть за стол, он прислуживал этим беднякам сам. Кроме того, каждый день в его дворце питались бесприютные старики и калеки, и им подавались те же яства, которые ел король.
Благодаря милосердию короля Людовика в Париже был создан Дом дочерей Господних, где находили приют падшие женщины. Также Людовик не забывал о «застенчивых» бедняках — тех, кто не решался сам обратиться за помощью. Он жертвовал нищим студентам, вдовам рыцарей, брошенным детям, бесприданницам, обедневшим ремесленникам, которые не могли себя обеспечивать из-за старости или болезни. Король также заботился о больных и калеках: он велел построить богадельни в Париже и других городах и дал им большие ренты. При Людовике Девятом старинная больница Отель-Дьё в Париже была расширена и могла принимать до шестисот человек в день. Также король основал больницу и приют для слепых Кенз-Вэн («Пятнадцать двадцаток»), названный так потому, что первыми ее пациентами были триста крестоносцев (пятнадцать раз по двадцать), которые потеряли зрение. Его придворные отворачивались и зажимали нос, когда король собственноручно кормил больных в больницах, омывал зловонные язвы прокажённых в построенном им лепрозории на окраине Парижа. «Ни один прокажённый не омерзителен так, как тот, кто живет в смертном грехе», — говорил он.
Людовик Девятый завещал: «Будь добросердечен к бедным, несчастным и страдающим. Подавай им помощь и утешение, насколько сможешь. Благодари Бога за все блага, которыми Он оделил тебя, чтобы ты был достоин получить большее. Всегда принимай сторону бедных, а не богатых до тех пор, пока ты не уверен в истине». Именно так и жил этот христианский король.
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема