В жизни встречаются девушки, которые разошлись со своими юношами только потому, что те не вручали им дорогие подарки и не возили отдыхать в Таиланд. Многие люди гонятся за материальным благополучием и забывают о том, что с милым рай может быть и в шалаше. В буквальном смысле в шалаше. Двое китайских влюблённых – Лю Цзянь Го и Сюй Чао Цинь – вовсе не собирались доказывать миру, что это возможно. Наоборот, они бежали от мира.
В деревне, где жили Лю Цзянь Го и Сюй Чао Цинь, люди придерживались древних, патриархальных обычаев, хотя наступила уже середина XX века. Все жители знали друг друга, и общественное мнение играло в селении очень важную роль. Сделает человек что-нибудь не так – вспоминать и смеяться будут до старости. Долгими зимними вечерами часто нечем было заняться, в это время любимым делом становилось обсуждение соседей. Поэтому в деревне быстро заметили зарождающиеся отношения между девятнадцатилетним Лю Цзянь Го и двадцатидевятилетней вдовой Сюй Чао Цинь. Эту пару сразу же подняли на смех, заставляя скромных влюблённых постоянно краснеть. Такая разница в возрасте казалась людям невероятной: Лю Цзянь Го считался еще слишком молодым, а Сюй Чао Цинь – уже слишком старой, к тому же она была вдовой.
Презрительное отношение сельчан печалило Сюй Чао Цинь. Её чувства к юноше были искренними, но пожениться они не могли – из-за разницы в возрасте родственники наотрез отказались давать разрешение на брак! Однажды, когда женщину в очередной раз обидели соседки, и она плакала у окна, к ней подошёл Лю Цзянь Го. Его не могло не огорчать, что его возлюбленная плачет, однако он не находил способа, как избавиться от насмешек. И тогда юноша предложил Сюй Чао Цинь сбежать и поселиться в горах – там, где издевательства деревенских жителей никогда не достигнут своей цели…
Сначала Сюй Чао Цинь не поверила ему. Она была старше и опытнее и представляла, насколько трудно построить жилище, когда у тебя ничего нет. А амбиции молодого мужчины – как же он вынесет отказ от общения с людьми? Лю Цзянь Го убеждал любимую, что ему ничего не нужно, кроме её счастья. И в конце концов Сюй Чао Цинь доверилась ему. Тихо собрав вещи, пара убежала из деревни.
Они поселились в пещере подальше от людских селений и стали устраивать свою жизнь. Поначалу им было очень тяжело – ни электричества, ни продуктов, совершенно ничего! Влюблённым приходилось собирать коренья и травы, терпеть голод и холод. Женщина слабела день ото дня и взбиралась на гору, задыхаясь. Тогда Лю Цзянь Го стал вручную выдалбливать для неё ступеньки в камне – чтобы его милой было легче подниматься.
Сюй Чао Цинь чувствовала себя виноватой из-за того, что не уговорила Лю Цзянь Го остаться в деревне. Ведь молодой мужчина губил из-за неё свою жизнь! Но он не отчаивался, наоборот, трудности только подстёгивали его работать. И когда Сюй Чао Цинь спрашивала его: «Ты не жалеешь?» - он неизменно отвечал: «Ничего, все наладится – ведь мы трудолюбивы!» Это вселяло в женщину надежду, и Лю Цзянь Го радовался, глядя на её улыбку.
Они прожили вместе 50 лет в любви и мире, у них родилось семь детей. Всё это время Лю Цзянь Го не останавливал работу над лестницей для любимой. За полвека он вырубил 6000 ступеней. Сюй Чао Цинь, невзирая на пожилой возраст, взлетала по ним к любимому, как птица.
В совместных лишениях и трудах любовь Лю Цзянь Го и Сюй Чао Цинь укреплялась день ото дня. Один из их сыновей рассказывал, что его родители очень сильно любили друг друга. Они жили в уединении более 50 лет, и не было такого дня, чтобы они не были вместе.
Лю Цзянь Го и Сюй Чао Цинь ради любви отказались от благ цивилизации и никогда не жалели об этом. Ведь счастье куда важнее, чем деньги или мнение окружающих.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия