
В один из последних дней августа я решила съездить с сыновьями в «Музей лягушки», который находится в Дмитрове. Ехать нужно было на электричке, и мы, чтобы не опоздать, заранее пришли на платформу.
Электричка уже стояла, но двери были закрыты. До отправления было еще минут пятнадцать. Пришли мы очень заранее.
Первые пять минут ожидания прошли спокойно, мы с ребятами разглядывали, как сцеплены между собой вагоны, всё обсуждали. Но, конечно, еще через пару минут мой младший, шестилетний Лука, устал. И началось нытье. Ох, это детское нытьё! Кто в силах его выдержать?
Двери электрички по-прежнему оставались закрыты, в вагонах темно. Ждать еще десять минут. Лука уже изнывает, не может дождаться, когда мы зайдем и сядем. Во мне тоже нарастает напряжение, и появляются мысли, мол, зачем я всё это затеяла, всю эту поездку, ведь можно было просто провести день дома в относительном спокойствии.
И вдруг Лука спрашивает: «Можно я постучу в двери?».
Конечно, я, зная, что машинист откроет двери только за пару минут до отправления, с высоты своей взрослости, говорю снисходительно: «Ну, постучи». И вот, Лука подходит к дверям, стучит, и не успевает он еще убрать руку, как двери открываются.
Это было так внезапно и так просто, что несколько секунд мы просто стояли на месте. Потом, конечно, дети с радостными восклицаниями забежали в вагон и стали занимать места. А я, после первого удивления, попыталась объяснить себе произошедшее:
Просто подошло время открыть двери. Или машинист каким-то образом увидел Луку, который постучал, и решил так отреагировать. Но как бы я ни пыталась рационально объяснить себе именно эту ситуацию, в голове сразу возникли слова Христа: «Стучите и отворят вам», сказанные ученикам в Евангелии от Луки. Обратите внимание — в Евангелии от Луки!
И вот мой сын Лука поступил именно так, он просто постучал. Да, это было очень наивно, совершенно по-детски, но ведь открыли! Открыли не раньше, не позже, а именно в момент, когда совершенно не осталось сил ждать, и единственная надежда у Луки была на то, что он постучит, и двери откроются.
И я сейчас думаю, а сколько бы прождала я со своим взрослым скептицизмом и уверенностью, что откроют только тогда, когда придет время. Ведь я-то не стала стучать, я же не маленькая, понимаю, да?
А вот и нет. Оказалось, что я мало чего понимаю. И вся моя уверенность, весь мой скептицизм — абсолютное ничто по сравнению с наивной верой маленького ребенка, к которой призывает нас Господь. Именно с такой верой мы должны просить, искать и стучать. Не со всем своим знанием, не со всем своим опытом, нет, не это нужно от нас Богу. Ему нужна наша детская вера, искреннее доверие. И только тогда будет нам дано, тогда найдём, и тогда нам отворят.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема