
kinopoisk.ru
— Карлос! Не упускай эту возможность. Купи грузовик. И если, с Божьей помощью, дело пойдёт хорошо, у нас всё изменится. Для этого мы и приехали сюда.
— Да. Это верно.
Садовнику Карлосу Галиндо, нелегальному эмигранту из Мексики, сестра предлагает взаймы большую сумму денег. Карлос — герой картины американского режиссёра Криса Вайтца «Лучшая жизнь». Фрагмент из неё только что прозвучал. У мужчины появился шанс выбраться из нищеты. Его более успешный напарник решил продать свой грузовик и рабочий инвентарь. С таким приобретением Карлос мог бы хорошо зарабатывать и иметь стабильную работу. Вот только денег, чтобы купить машину, у него, конечно же, нет. На помощь приходит сестра — она одалживает Карлосу необходимую сумму. Кажется, теперь удача у него в кармане. Наконец-то он может быть уверенным в завтрашнем дне, дать своему сыну Луису, которого воспитывает в одиночку, хорошее образование и лучшую жизнь.
Фильм был снят совместно с мексиканскими кинематографистами в 2011 году и после выхода на экраны получил 4 номинации на премию «Оскар». Ни зрители, ни кинокритики не ожидали от режиссёра незамысловатых комедий столь мощной социальной, семейной и духовной драмы. Название фильма кажется простым, но на самом деле он ставит перед нами очень важные вопросы, — отмечал Крис Вайтц в одном из своих интервью. При этом он отвергал предположения о том, что его картина — высказывание политическое. «Это история не только о сложном положении мигрантов. Прежде всего, она об отце и сыне. О нравственном выборе. О доверии. Об умении прощать и принимать удары судьбы, но не опускать руки» — подчёркивал режиссёр.
Действительно, в какой-то момент картина плавно перетекает из одной смысловой плоскости в другую. Из почти детективного рассказа о том, как у бедного мигранта угоняют грузовик, только что купленный на взятые в долг деньги, она превращается в трогательную историю о том, как вновь обретают друг друга отец и сын. Совсем как в известной русской пословице — не было бы счастья, да несчастье помогло. В первой части фильма Карлос и Луис редко пересекаются — когда отец уходит на работу, сын ещё спит, когда возвращается — он уже спит. Их общение сводится к общим фразам. Но когда случается беда, всё, кажется, меняется. В совместных поисках угнанного грузовика Карлос и Луис словно впервые за много лет по-настоящему видят друг друга. В одном из эпизодов картины отец обращается к сыну со словами, полными любви, которые непросто было высказать раньше, но которые оказались такими необходимыми теперь, когда их объединила общая беда.
— Я не знал, как буду жить с маленьким ребёнком, не имея ни денег, ни приличной работы. Я страшно злился на судьбу. Но у меня было, ради чего жить. И это давало мне силы всё выдержать. Это был ты. Понимаешь? Ради тебя я и живу.
Примечательно, что в своём фильме режиссёр Крис Вайтц решил показать отца-одиночку — образ, который не так уж часто можно встретить в кинематографе или литературе. Кстати, картина «Лучшая жизнь» основана на одноимённой повести современного американского писателя Роджера Саймона. Автор лично переработал своё произведение, адаптировав его под киносценарий.
И вот на экране солнечный Лос-Анжелес с его знаменитым респектабельным районом Беверли-Хиллз. И не менее известным Южным Централом — районом бедняков, бандитов и мигрантов. На этом контрастном фоне главный герой, Карлос, пытается решить свою проблему. Решить не силой, а миром. И учит этому своего сына. Когда они, наконец, находят человека, угнавшего грузовик, то Карлос не пытается наказать вора. Он относится к нему с состраданием, старается понять мотив его поступка. И это кажется таким неожиданным! Фильм «Лучшая жизнь» режиссёра Криса Вайтца преподнесёт зрителю ещё немало сюрпризов. А главное, поможет поверить в то, что порой именно тогда, когда нам кажется, будто всё пропало, и начинается наша лучшая жизнь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер