
Севак Мирабян
Как-то раз я прочитал у известного западного христианского публициста, что во время одного из опросов среди студентов колледжей и вузов США и Англии, им был задан вопрос: какие слова из Библии они запомнили больше всего? В основном студенты вспоминали призыв Христа любить своих врагов и делать добро тем, кто делает тебе зло.
Могу с уверенностью сказать, что я солидарен с американскими и английскими студентами, так как и для меня эти евангельские слова кажутся самыми парадоксальными, провокационными и запоминающимися. Однако, для верующих — это не просто красивые слова, благопожелания и поэзия. Слова Христа — это призыв к действию, эталон. И для меня, как верующего человека, была и частично еще остается неразрешенная проблема: как и, главное, зачем любить врага? Ведь что лукавить, мы от рождения стремимся общаться и сближаться с теми, кто нам симпатичен и отдаляемся от тех, кто представляет угрозу, или своими делами утратил былое доверие, причинив нам боль.
Когда опытные верующие говорили мне, что за этими словами Христа, стоит четкий духовный закон и некая глубинная реальность в самой человеческой психологии и поведении, я не очень этому верил. Но подспудно меня не покидало ощущение, что в словах Христа кроется некая истина, которая лежит глубже моих поверхностных реакции и бытовой логики.
В попытках понять или хотя бы приблизиться к пониманию слов Христа мне помог случай из детства. Я вспомнил школу и одного из своих одноклассников. Зовут его Саркис. Мы с ним проучились вместе до девятого класса. В первом классе он мне сразу не понравился. Я часто дразнил его.
В один из дней у меня не оказалось ни денег, ни еды. На дворе были 90-е. Моя семья жила очень скромно, как и многие наши граждане. Не всегда получалось ходить в столовую.
И вот, во время большой перемены я подошел и попросил именно у Саркиса кусочек печенья. Какого же было мое удивление, когда он весь свой обед отдал мне с такой решительностью, как будто ждал момента. Меня это так потрясло, что по сей день я вспоминаю об этом с комом в горле. После этого Саркис стал одним из моих самых близких друзей.
Конечно, с большой натяжкой можно сказать, что Саркис был мне враг, но я проявлял к нему неуважение и враждебность. Так бывает часто, что из-за мелочи люди доходят и до кровавой вражды. Но не редки и случаи, когда неприязнь, раздражение, обида преодолеваются, если один из людей вместо того, чтобы заслуженно дать сдачи обидчику, проявляет к нему доброту, особенно когда тот беззащитен и слаб. Как правило, после этого вражда уходит и люди часто становятся верными друзьями.
Я много размышлял и сейчас стараюсь постичь этот парадоксальный призыв Христа любить врагов. На данном этапе жизни до меня стало понемногу доходить, что силовые методы на нашей грешной земле, конечно, очень популярны, зрелищны и эффективны и, к сожалению, иногда без них никак. Они подчиняют и нейтрализуют прямую угрозу, идущую от человека. Однако самого человека по-настоящему может поменять только любовь, милосердие и искреннее участие, потому что даже враг — такой же человек. Он так же жаждет добра и любви для себя и своих близких и так же может ошибаться, как ошибаюсь и я.
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер