Какие литературные ассоциации вызовет у большинства читателей фамилия Гофман? Скорее всего, первым на ум придет автор "Щелкунчика"... Теодор Гофман, конечно, велик, и с этим никто не спорит. Однако автор небольшого сборника рассказов "Персиковый сад", писатель протоиерей Владимир Гофман даже не пытается повторить славу своего заморского тезки. Его творчеству чужд нарочитый гротеск и готическая мрачность однофамильца. Его произведения - совсем иного рода.
Отец Владимир Гофман - не только писатель, но еще и поэт. И про рассказы свои говорит, что пишутся они на одном дыхании, как стихи. А главное - сюжеты для них преподносит сама жизнь.
Отец Владимир не утверждает, что списывает их "с натуры" от начала и до конца. Часто бывает, что в одном персонаже соединяются черты и судьбы многих людей. Как, например, в героине рассказа "Через крест к свету", больной женщине, пригласившей домой священника, чтобы исповедоваться и причаститься. Здесь сплелись две разные истории: лютеранки, на пороге смерти присоединившейся к православной Церкви, и женщины... убившей свою собственную дочь, чтобы не видеть, как та медленно угасает от голода в блокадном Ленинграде... Потрясающе сильный, буквально ошеломляющий, и, конечно, совсем не легкий текст. Парадоксально, но именно рассказом "Через крест к свету" открывается цикл шуточных, остроумных и забавных рассказов из жизни неких священника Дионисия и иеромонаха Иннокентия...
Иеромонах Иннокентий был большим любителем поиграть в компьютерные игры. Из приходского издательского отдела, где находится компьютер, его медом не выманить. На грозные призывы к порядку от настоятеля храма иеромонах реагировал слабо. А когда тот в очередной раз "застукал" черноризца за игрой и громогласно вопросил его о том, что он делает за компьютером, иеромонах Иннокентий смиренно ответил, что "гоняет бесов"...
Ближе к финалу книги - еще одна трогательная, пронзительная до комка в горле, история, давшая название сборнику, - "Персиковый сад" - о том, как часто мы пренебрегаем близкими, думая, что они будут рядом с нами вечно и как раскаиваемся потом, что так мало были рядом с ними.
Закрыв последнюю страницу сборника, трудно отделаться от ощущения, что все, о чем только что довелось прочитать, и не ново, и вполне понятно, и совершенно очевидно. Только вот в обыденности это понимание уходит порой так глубоко, что и не докопаться. Протоиерей Владимир Гофман искусно вытащил на поверхность все то, о чем забывать не стоит даже в житейской суете. И вырастил на этой благодатной почве свой "Персиковый сад".
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.